Л. М. Ломиашвили д. м. н., профессор кафедры терапевтической стоматологии ОмГМА
С. Г. Михайловский врач-интерн ОмГМА
С. В. Вайц аспирант кафедры терапевтической стоматологии ОмГМА
«Идти туда, не знаю куда, и делать то, не знаю что» — сложная задача! Это касается практически всех сфер нашей жизни, в том числе и стоматологии. Даже если вы представляете будущую конструкцию восстанавливаемого зуба, ваши руки не всегда воспроизводят правильность его форм и объемов.
Студентов художественно-графического факультета учат, что «сто натюрмортов надо написать, чтобы сто первый получился правильно»! К сожалению, в вузах студентам стоматологического факультета в ограниченном объеме даются знания о формах зубов, недостаточное количество часов отводится на воспроизведение зубов из подручных материалов (глина, пластилин, пластика). А ведь правильность вновь созданных форм — это путь к разгадке гармонии!
Умение правильно восстанавливать форму отсутствующих твердых тканей зубов в клинической стоматологии имеет первостепенное значение.
Руки стоматолога — это и есть основной инструмент для моделирования зубов! Развить это умение можно с помощью занятий художественным моделированием.
Цель занятий: развитие зрительной памяти, мануальных навыков, творческого мышления и способности восприятия форм в пространстве. Каждый, кто желает познать этапы восстановления, может приступить к первым упражнениям, имея минимум условий — материал и простые инструменты.
Моделирование зубов — творческий процесс, где помимо знаний об анатомии должна присутствовать свобода выбора материала, из которого можно создавать модели. Перед тем как начать работу, необходимо ознакомиться с основными свойствами материалов, выбрать, какой из них больше подходит вам.
При вырезании, иссечении формы из твердых материалов: дерева, камня и других — скульптор постепенно, шаг за шагом, срезает материал, освобождая заключенную в нем форму. Такой прием широко используется и в терапевтической стоматологии, например на этапе конкурирования поверхности пломбы.
Лепка — выполнение скульптуры из мягких материалов. Для лепки можно выбрать любой материал, обладающий пластичностью. Это может быть пластилин, скульптурная глина, пластика, воск.
Основы ручного мыла
Упоминания о первом мыле, изготовленном из жира и пепла, датируются 2800 годом до н.э. Изначально его использовали в медицинских целях — лечили различные кожные заболевания и промывали раны, которые после такой процедуры быстрее заживали. В Европе мыловарни появились только в Х веке: во Франции, Испании, Италии. Европейское мыло было жидким, содержало большое количество оливкового масла и было доступно только состоятельным людям. Самым хорошим считалось французское мыло, в состав которого входили эфирные масла из Прованса.
Несмотря на многократно усовершенствованную технологию производства и разнообразие ассортимента фабричной продукции, сейчас все более популярным становится мыло ручной работы. И неудивительно, ведь каждый брусочек уникален. Домашний мыловар может воплотить в жизнь любые идеи: выбрать геометричную или фантазийную форму, придать желаемый цвет, украсить засушенными растениями или перламутром. Красивое мыло может стать ярким акцентом в вашей ванной или душевным подарком близкому человеку.
Примите во внимание:
- У мыла ручной работы небольшой срок годности. Поскольку в составе нет консервантов, оно хранится не более полугода. Запасаться им впрок не стоит.
- Цвет может измениться со временем, стать более светлым или потускнеть. Чтобы оттянуть этот момент, храните мыло в темном месте, защищенном от влаги.
- Перед покупкой или самостоятельным изготовлением мыла убедитесь, что у вас нет аллергии на ингредиенты или противопоказаний. Например эфирное масло розмарина повышает давление, поэтому при гипертонии лучше выбрать что-то другое.
Как сделать мыло дома за ов
1. Расплавить мыльную основу. Подготовьте все необходимые ингредиенты и инструменты, чтобы в нужный момент они были у вас под рукой. Нарежьте мыльную основу на небольшие кусочки, сложите в емкость и поставьте в большую кастрюлю на водяную баню. Дождитесь полного растворения основы, при этом следите, чтобы ее температура не превышала 60 градусов. При закипании в массе образуются пузырьки, который испортят внешний вид мыла, особенно прозрачного.
2. Добавить базовое масло. Если вы используете готовую основу или детское мыло, добавьте базовое масло из расчета одна столовая ложка на 100 г мыла. Если вы варите мыло с нуля, следуйте рецептам. Добавлять можно как одно масло, так и сразу несколько. С пальмовым маслом мыло получается максимально твердым, касторовое масло дает прекрасную пену, за качество очищения отвечает кокосовое масло. Оливковое подходит для создания детского и гипоаллергенного мыла. Откажитесь от подсолнечного, льняного и кукурузного масла — они быстро прогоркают, и мыло портится.
3. Добавить краситель. Для мыловарения из основы профессионалы рекомендуют выбирать пищевые красители, которые не замутняют массу и не выпадают в осадок. Хватит 5 капель на 100 г основы, чтобы придать мылу яркий насыщенный цвет. При приготовлении натурального мыла с нуля лучше использовать минеральные пигменты: например диоксид титана для отбеливания, оксид хрома для получения зеленого цвета, оксид железа — для красного.
4. Добавить эфирное масло. Концентрация эфирного масла в мыле из основы обычно составляет 1–4%. В мыле с нуля содержание масла варьируется в зависимости от его летучести. Тяжелое масло — кедра, нероли, корицы — до 1%. Легкое масло — апельсина, чайного дерева, эвкалипта — до 10%.
5. Придать нужную форму. Выбранную формочку сбрызните спиртом из пульверизатора. Аккуратно заполните ее жидким мылом и поставьте на пару часов в прохладное место или на пять минут в холодильник. На упаковке мыльной основы обычно указано время застывания. После того, как мыло застынет, опустите формочку в горячую воду, и выньте его. Положите на бумагу и оставьте на два дня для просушки.
Моделирование из пластики
Пластика — еще один материал, из которого можно создать красивую модель зуба. Это довольно плотный, нелипкий материал, не требующий особой подготовки к работе, но необходимо обязательно соблюдать условия его хранения: перепады температур, при которых хранится материал, могут оказать негативное воздействие на его свойства. Пластика удобна тем, что работать с ней можно неограниченное количество времени, она не твердеет, что дает возможность более детально и четко проработать микрорельеф будущей модели, внести необходимые коррективы в ходе работы.
Затвердевание материала происходит при помещении его в горячую воду или нагреве до 110—120 градусов в печи в течение 5—10 минут. Возможность длительной работы и фиксация результата нагреванием — в этом сходство пластики с композитом. Повторно пластику использовать нельзя. Хорошо подходит для создания фантомных моделей зубов.
Первым этапом работы с этим материалом будет разогревание его в руках и придание формы шара, затем придание габаритных очертаний модели, определение основных поверхностей модели зуба (рис. 16) (M — медиальная контактная поверхность, D — дистальная контактная поверхность, V — вестибулярная поверхность, L — язычная поверхность), нанесение разметки, соответствующей фиссуре первого порядка Ж-образной формы.
Рис. 16. Придание габаритных очертаний модели, нанесение разметки, соответствующей фиссуре первого порядка, Ж-образной формы. M — медиальная контактная поверхность. D — дистальная контактная поверхность, V — вестибулярная поверхность, L — язычная поверхность
На жевательной поверхности инструментом, шпателем или гладилкой по нанесенной разметке проводится углубление фиссуры первого порядка, выделяются пять основных бугорков (рис. 17) (1 — передний язычный, 2 — задний язычный, 3 — передний щечный, 4 — задний щечный, 5 — дистальный).
Рис. 17. Вершины основных бугорков: 1 — передний язычный бугорок, 2 — задний язычный бугорок, 3 — передний щечный бугорок, 4 — задний щечный бугорок, 5 — дистальный бугорок
Также формируется экватор модели 36 зуба. Образование фиссур второго порядка происходит за счет моделирования продольного, медиального, дистального валиков четырех основных бугорков (рис. 18—19).
Рис. 18. Моделирование продольного (b), дистального (а), медиального (с) валиков, переднего язычного бугорка (1). 1 — передний язычный бугорок, 2 — задний язычный бугорок, 3 — передний щечный бугорок, 4 — задний щечный бугорок, 5 — дистальный бугорок Рис. 19. 1 — передний язычный бугорок: (а) продольный валик, (b) дистальный валик, (с) медиальный валик. 2 — задний язычный бугорок. 3 — передний щечный бугорок: (а) продольный, (b) медиальный валик, (с) дистальный валик. 4 — задний щечный бугорок: (а) продольный валик, (b) дистальный валик, (с) медиальный валик. 5 — дистальный бугорок. 6 — дополнительный бугорок. Рис. 19. 1 — передний язычный бугорок: (а) продольный валик, (b) дистальный валик, (с) медиальный валик. 2 — задний язычный бугорок. 3 — передний щечный бугорок: (а) продольный, (b) медиальный валик, (с) дистальный валик. 4 — задний щечный бугорок: (а) продольный валик, (b) дистальный валик, (с) медиальный валик. 5 — дистальный бугорок. 6 — дополнительный бугорок
Дистальный бугорок имеет менее дифференцированную поверхность (рис. 20).
Рис. 20. Конечный результат моделирования. 1 — передний язычный бугорок. 2 — задний язычный бугорок. 3 — передний щечный бугорок. 4 — задний щечный бугорок. 5 — дистальный бугорок
Модели, выполненные из пластики, можно хранить долгое время, они будут напоминать о достигнутых результатах в моделировании.
Рис. 21. Язычная и медиальная контактная поверхности модели моляра нижней челюсти. M — медиальная контактная поверхность. D — дистальная контактная поверхность. V — вестибулярная поверхность. L — язычная поверхность Рис. 22. Вестибулярная и жевательная поверхности модели моляра нижней челюсти
Основные этапы моделирования 16 зуба из скульптурной глины
Скульптурная глина издавна применялась в искусстве для воссоздания форм. Этот недорогой материал идеально подходит для лепки зубов, работать с глиной по-своему приятно, она мягкая, не липнет к рукам, твердеет постепенно. Скульптурная глина требует более длительной подготовки к работе, чем пластилин, который чаще всего используется для моделирования зубов. Если глина сухая, то для начала ее нужно смешать с водой до консистенции сметаны, оставить на некоторое время до высыхания и образования пластичной массы. После этого глина становится твердой только через несколько часов, этого времени вполне достаточно, чтобы успешно завершить работу. Чем меньше объем подручного материала, тем он быстрее твердеет. Когда получена нужная консистенция, глине придают форму шара (рис. 1).
Рис. 1. Материал обладает необходимой пластичностью и готов к работе. Придание будущей модели формы шара
Рассмотрим моделирование первого правого моляра верхней челюсти (16 зуб). Задаются габаритные очертания модели 16 зуба (рис. 2, 3), намечается расположение основных поверхностей: медиальной контактной (М), дистальной контактной (D), вестибулярной (V) и небной (P).
Рис. 2. Придание габаритных очертаний модели
Рис. 3. Моделирование вершин основных бугров.
Определяются вершины основных бугров. На жевательной поверхности наносится разметка (рис. 4), соответствующая фиссуре первого порядка Н-образной формы.
Рис. 4. Нанесение разметки, соответствующей фиссуре первого порядка, H-образной формы на окклюзионной поверхности
Завершение формирования внешних контуров модели и экватора (рис. 5) проводится руками.
Рис. 5. Сглаживание неровностей и формирование экватора
До этого этапа все действия выполнялись руками (рис. 6).
Рис. 6. Работа руками позволяет лучше ощутить основные свойства материала
Для моделирования жевательной поверхности зуба лучше пользоваться инструментами. Шпателем углубляется фиссура первого порядка (рис. 7, 8).
Рис. 7. Углубление фиссуры первого порядка, отделяющей передний щечный бугорок (2) от заднего щечного (1) и переднего небного (4). Задний небный бугорок (3)
Рис. 8. 1 — задний щечный бугорок, 2 — передний щечный бугорок, 3 — задний небный бугорок
Моделируя, не нужно рисовать фиссуры, а необходимо разделить основные бугорки, так чтобы между ними появилась фиссура Н-образной формы (рис. 9).
Рис. 9. Завершение моделировки фиссуры первого порядка Н-образной формы
Инструменты для работы выбираются такие, какими удобнее работать: это может быть шпатель, гладилка. Необходим инструмент для формирования фиссур, например зонд. Достаточно 2—3 инструментов.
После завершения работы модель всегда можно скорректировать, срезав лишнее скальпелем или шпателем. Полученная модель зуба может храниться долго, напоминая о результатах работы.
Рис. 10. Моделировка продольного (2), медиального (1), дистального (3) валиков переднего щечного бугорка
Рис. 11. Сформированы фиссуры второго порядка на переднем щечном бугорке
Рис. 12. Моделировка основного (2) и дополнительных (1, 3) валиков переднего небного бугорка
Рис. 13. Окончательный вид модели 16 зуба
Рис. 14. Внешний вид модели 16 зуба. Окклюзионная поверхность
Рис. 15. Внешний вид модели 16 зуба. Небная и жевательная поверхности
Полезные свойства мыла
Любой рецепт ручного мыла включает базовые и эфирные масла. От них по большей мере и зависят его полезные свойства. Давайте разберемся, как сделать мыло ручной работы, чтобы оно принесло именно тот результат, который вам нужен.
Сначала разберем базовые масла. Оливковое — универсальный вариант для всех типов кожи, включая сухую и чувствительную. Кокосовое оздоравливает и отбеливает кожу, создает защитную пленку от ультрафиолета. Касторовое масло идеально для чувствительной кожи.
Неплохое решение для создания увлажняющего мыла — масло виноградной косточки. В нем содержатся жирные кислоты, которые легко проникают в клетки кожи и питают ее. К тому же, оно регулирует работу сальных желез и помогает поддерживать хорошее состояние жирной кожи.
С признаками старения эффективно борются масла авокадо, манго, абрикосовых косточек, пшеничных зародышей. Облепиховое ускоряет заживление ран и применяется для избавления от угревой сыпи. Какао-масло тонизирует и одновременно смягчает кожу.
Давайте рассмотрим, какой эффект можно ждать от самых популярных эфирных масел:
- Сладкий апельсин. Омолаживает, устраняет комедоны, подтягивает и стимулирует выработку коллагена.
- Вербена. Работает как антисептик и антидепрессант, успокаивая и улучшая настроение.
- Кедр. Обладает дезодорирующим действием, лечит заболевания кожи.
- Лаванда. Предотвращает появление первых признаков старения и черных точек, убирает раздражения и восстанавливает эластичность сосудов.
- Нероли. Убирает купероз, комедоны и проявления целлюлита.
- Пачули. Великолепно смягчает кожу, предотвращая трещины. Облегчает течение дерматозов, делает шрамы менее заметными.
- Чайное дерево. Благодаря бактерицидным, противовирусным и противогрибковым свойствам незаменимо при частых герпесах, грибковых поражениях, прыщах, экземе и других заболеваниях кожи
Если вы пользуетесь мылом ручной работы, в вашу кожу проникают только полезные вещества, а не сложные химические соединения. Натуральные витамины, жирные кислоты и другие микроэлементы являются биоактивными, способствующими ускоренной регенерации клеток. Кожа надолго сохраняет свою свежесть, эластичность и упругость.
Факторы, способствующие развитию кариеса:
- Неправильная или недостаточная гигиена ротовой полости.
- Рацион с преобладанием углеводов и недостаточным количеством овощей.
- Недостаток витаминов, минералов и микроэлементов.
- Нарушение роста зубов.
- Слабая иммунная система.
- Заболевания желудочно-кишечного тракта.
Перечисленные факторы негативно влияют на структуру эмали, а также способствуют развитию бактерий в полости рта, в результате чего возникает кариес.
Причины
Поводом для появления боли в зубах могут стать как стоматологические, так и не стоматологические причины.
К стоматологическим относят:
- кариес или его более тяжелую форму пульпит;
- гингивит или периодонтит, когда воспаляются десны или ткани вокруг зубного корня;
- периостит, при котором происходит загнивание альвеолярных отростков в верхней или нижней челюсти;
- послеоперационные осложнения или ошибки при пломбировании.
Также зубная боль может быть сопутствующим симптомом при других заболеваниях, например:
- мигрень и другие виды головной боли;
- челюстно-лицевая невралгия, включая воспаление тройничного нерва;
- болезни ЛОР-органов;
- онкология;
- сбои в работе сердечно-сосудистой системы.
Внимание! Точный диагноз определит только стоматолог. В домашних условиях можно попытаться только избавиться от зубной боли, облегчив своё состояние до визита к врачу.
Что такое кариес и чем он опасен?
Кариес – это вялотекущий патологический процесс в полости рта. Он прогрессирует в твердых тканях зубов.
Возникает заболевание из-за комплексного воздействия неблагоприятных факторов, о которых мы расскажем далее.
Если не убрать кариес с зубов,тоони постепенно начнут разрушаться. Но на этом негативные последствия не заканчиваются. Может появиться постоянный неприятный запах изо рта, а также воспалительные процессы, которые могут закончиться гнойными образованиями и даже заражением крови.
Кариес может спровоцировать появление таких заболеваний как пульпит, флюс, периодонтит, кисты.
Поэтому важно вылечить кариес как можно раньше, а для этого нужно вовремя его определить – самостоятельно осматривать ротовую полость и ежегодно посещать стоматолога для профилактического осмотра.