Упражнения для самостоятельного исправления прикуса

Мы правильно произносим различные звуки благодаря хорошей подвижности органов артикуляции. К ним относятся нижняя челюсть, губы, язык, мягкое нёбо. Точность, и сила движений этих органов развиваются у ребёнка в процессе речевой деятельности.

При нарушении артикуляции речи логопеды Юсуповской больницы применяют гимнастические упражнения, инновационные технологии коррекции голоса. Целью артикуляционной гимнастики является выработка полноценных движений и определённых положений органов артикуляционного аппарата, которые необходимых для правильного произношения звуков.

Упражнения артикуляционной гимнастики для губ

Логопеды проводят артикуляционную гимнастику ежедневно, чтобы вырабатываемые навыки закреплялись. Каждое упражнение выполняют по 5-7 раз. Артикуляционную позу следует удерживать в одном положении по 10-15 секунд.

При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики соблюдают определённую последовательность, вначале простые упражнения, а затем сложные. Проводят их эмоционально, в игровой форме. Артикуляционную гимнастку выполняют сидя, так как в таком положении у ребёнка тело не напряжено, спина прямая, руки и ноги находятся в спокойном положении.

Пациент должен хорошо видеть лицо логопеда, а также своё лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом. Дети могут пользоваться небольшим ручным зеркалом. Тогда логопед находится находиться напротив ребёнка лицом к нему.

Начинают артикуляционную гимнастику с упражнений для губ. Логопед рассказывает о предстоящем упражнении, используя игровые приёмы, показывает его выполнение. Затем ребёнок делает упражнение, а взрослый контролирует выполнение.

Логопед следит за качеством выполняемых маленьким пациентом движений:

  • точностью;
  • плавностью;
  • темпом;
  • устойчивостью;
  • переходом от одного движения к другому.

Он обращает внимание на то, чтобы движения каждого органа артикуляции выполнялись симметрично по отношению к правой и левой стороне лица. В противном случае артикуляционная гимнастика не достигает своей цели. Если у малыша не получается движение, помогает ему шпателем.

Система упражнений по развитию артикуляционной моторики включает как статические упражнения, так и упражнения, направленные на развитие динамической координации речевых движений.

Детям предлагают выполнить следующие упражнения для губ:

  • улыбка – удерживание губ в улыбке, зубы не видны;
  • трубочка – вытягивание губ вперёд длинной трубочкой;
  • кролик – губы сомкнуты, верхняя губа приподнята и обнажает верхние резцы.

Далее выполняют упражнения для развития подвижности губ:

  • улыбка-трубочка – губы вытянуть вперёд губы трубочкой, затем растянуть в улыбку;
  • рыбки разговаривают – хлопать губами друг о друга (произносится глухой звук);
  • пятачок – губы, вытянутые трубочкой, двигать вправо-влево и вращать по кругу.

Упражнение «недовольная лошадка» выполняют логопедии выполнятся следующим образом: ребёнок легко и активно посылает поток выдыхаемого воздуха к губам, пока они не станут вибрировать. Получается звук, похожий на фырканье лошади.

Упражнение «Заборчик» вырабатывает умение удерживать губы в улыбке, обнажая нижние и верхние передние зубы. Ход выполнения упражнения следующий: улыбнуться, показать верхние и нижние зубы, удерживать губы в таком положении под счёт до пяти.

Что такое миогимнастика

Миогимнастика – это вспомогательный метод, используемый в ортодонтии наряду с ношением брекетов и кап, хирургическим вмешательством и лазерной терапией. Методика получила очень широкое распространение из-за своей эффективности как в детской, так и во взрослой стоматологии. Она представляет собой комплекс ЛФК, специально разработанный для коррекции зубочелюстных нарушений при помощи тренировки мышечного аппарата, который окружает зубные ряды.

Перед началом гимнастики необходимо тщательное обследование и определение состояния зубов и челюстей больного. Чаще всего для этого используется специальная проба Рубинова. Она заключается в том, что пациенту дают прожевать ядрышко ореха весом 800 мг. Акт жевания продолжается до тех пор, пока не появляется глотательный рефлекс. При его возникновении больного просят выплюнуть пережеванную массу в специальную посуду, после чего ее высушивают и взвешивают. Чем хуже функциональное состояние челюсти и зубов, тем крупнее пережеванные частицы и дольше длится акт жевания.

Что такое миогимнастика

Миогимнастика может назначаться:

  1. До начала непосредственного лечения.
  2. Одновременно с другими методами лечения.
  3. Как самостоятельный метод в нетяжелых случаях.
  4. После основного курса терапии для профилактики рецидивов и для закрепления полученных результатов.

Важно! Не стоит пытаться исправить прикус путем выполнения упражнений без предварительной консультации специалиста. Это может не только не принести желаемого результата, но и ухудшить ситуацию, так как при различных дефектах показаны упражнения на разные группы мышц. Только доктор может определить, какая группа мышц нуждается в тренировке.

Принцип лечения и применение миогимнастики

Упражнения для языка

Дети выполняют комплекс статических упражнений для языка:

  • лопаточка – рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе;
  • птенчики – рот широко открыт, язык спокойно лежит в ротовой полости;
  • трубочка – рот открыт, боковые края языка загнуты вверх.

Затем переходят к динамическим упражнениям для языка. Во время выполнения упражнения «часики» рот приоткрыт, губы растянуты в улыбку. Кончиком узкого языка ребёнок тянется попеременно под счёт педагога к уголкам рта. Упражнение «качели» в логопедии выполняют так: рот открыт, ребёнок тянется напряжённым языком к носу и подбородку или к верхним и нижним резцам. Во время выполнения упражнения под названием «футбол» рот держат закрытым. Напряжённым языком упираются то в одну, то в другую щеку.

С помощью упражнения «парус» происходит подготовка верхнего подъёма языка для звуков [р], [л]. Ребёнок широкий язык поднимает к верхним резцам и упирает в альвеолы. Логопед следит, чтобы язык не провисал, а был напряжённым и широким.

Целью упражнения «пулемёт» является закрепление вибрации кончика языка для звука. Из положения «парус» ребёнок выполняет упражнение «дятел» и добавляет воздушную струю, как толчок воздуха: «Д-ддд» + толчок сильной воздушной струи. Возникает вибрация языка – «дрр». Упражнение следует выполнить интенсивно 5 раз.

Противопоказания

Важно! В некоторых случаях миогимнастика не рекомендована или даже противопоказана:

  1. Нарушения прикуса в продвинутой стадии (3 и выше).
  2. Атрофия лицевых или челюстных мышц, вызванная какими-либо патологиями.
  3. Гипотрофия челюсти в результате некоторых соматических патологий (например, рахита, вызванного дефицитом витамина Д).
  4. Неподвижность челюстных суставов.

Противопоказания к применению миогимнастики

Упражнения для развития подвижности нижней челюсти

В логопедии для развития артикуляции речи применяют упражнения, которые способствуют развитию нижней челюсти. К ним относится упражнение «Трусливый птенчик»:

  • широко открыть и закрыть рот так, чтобы тянулись уголки губ;
  • челюсть опустить примерно на расстояние ширины двух пальцев;
  • язычок- «птенчик» сидит в гнёздышке и не высовывается.

Упражнение следует выполнять ритмично. Затем проводят имитацию жевания с закрытым и открытым ртом.

Чтобы выполнить упражнение «сердитый лев», необходимо опустить челюсть вниз, максимально вытянуть язык к подбородку и мысленно произнести звуки «а» или «э» на твёрдой атаке. Сложнее упражнение выполнить с шепотным произнесением этих звуков.

Ребёнку предлагают произнести пословицы, поговорки, скороговорки, которые насыщены гласными звуками, требующими широкого раскрытия рта:

  • мал, да удал;
  • нашла коса на камень;
  • каков рыбак, такова и рыбка;
  • у ужа ужата, у ежа ежата;
  • под лежачий камень вода не течёт.

В процессе выполнения упражнений логопед следит за тем, чтобы нижняя челюсть опускалась свободно вниз, гласные звуки сначала произносились немного подчёркнуто.

Правила

При выполнении миогимнастики врачи рекомендуют соблюдать ряд правил и мер предосторожности. Это обеспечит безопасность и поможет добиться максимально возможного эффекта. Обычно на приеме у ортодонта больной получает следующие рекомендации:

  1. При выполнении лечебной физкультуры необходимо внимательно следить за мышечным напряжением. Важно подобрать оптимальную нагрузку и не допускать возникновения болевых ощущений, так как перетренировка может навредить и даже усилить дефекты прикуса.
  2. Нагрузка должна увеличиваться постепенно. Не стоит пытаться выполнять все упражнения с максимальным усилием. Количество повторений должно расти от тренировки к тренировке. Это также позволит избежать перенапряжения и сделает выполнение миогимнастики более комфортным.
  3. Тем не менее, сокращения должны все-таки производится с некоторым усилием до появления легкого чувства усталости. Также пациент должен стремиться к постоянному увеличению амплитуды.
  4. Перед каждым подходом необходимо делать небольшие перерывы, чтобы дать напряженным мышцам немного расслабиться и восстановиться.

Правила проведения миогимнастики

Иногда при достаточно выраженных челюстных изменениях при выполнении гимнастики задействуются специальные аппараты и приспособления, которые выдает доктор. Они способствуют более быстрому достижению результата.

Тренировка мышц глотки и мягкого нёба

Артикуляцию речи улучшают упражнения, укрепляющие мышцы мягкого нёба и глотки:

  • позёвывание с открытым и закрытым ртом;
  • позевывание с широким открыванием рта, шумным втягиванием воздуха;
  • произвольное покашливание;
  • имитирование полоскание горла с запрокинутой головой.

Ребёнку можно предложить полоскать горло тяжёлой жидкостью (кефиром, киселём, соком с мякотью), глотать воду маленькими порциями (20 – 30 глотков), надувать щёки с зажатым носом. Можно подражать свисту, стону, мычанию.

Исправляем прикус сидя дома на диване

Многие люди сталкиваются с такой нелицеприятной проблемой, как неправильный прикус. Такую патологию имеют почти 85% населения страны. До недавнего прошлого избавиться от неправильного прикуса можно было исключительно при помощи брекетов, при этом значительный эффект достигался лишь при использовании их в подростковом или детском возрасте. Но технологии стремительно развиваются и сейчас существует масса способов исправления прикуса даже у взрослых людей.

Логопедические упражнения на различение звуков на слух

Целью приведенных ниже игр и упражнений является развитие слухового внимания и фонематического восприятия. Они помогают учить детей слышать в словах звуки, дифференцировать на слух и в произношении некоторые пары звуков (с — з, с — ц, ц — ч, ш — ж, ч — щ, с — щ, з — ж, л — р), правильно выделять во фразах нужные слова.

Игры для детей с двух до четырёх лет основаны на звукоподражании:

  • как ребёнок плачет? – ААА;
  • как водичка бежит? – ССС»;
  • как волк воет? – УУУ.

Ещё одна игра для самых маленьких – «Песенка». Логопед показывает карточки-символы гласных звуков – А, У, О, И в разном порядке, а дети поют песенку.

Игра на выделение звука на фоне слова «Поймай звук» проводится в качестве физкультурной минутки. Дети должны подпрыгнув хлопнуть в ладоши, если в названном слове слышится заданный звук (например [к]).

Целью игры «Охотники» является развитие фонематического восприятия. Логопед предлагает детям научиться ловить звуки. Он просит детей сделать вид, что они спят (чтобы «не вспугнуть звук»): положить голову на руки, закрыть глаза. Услышав нужный звук в ряду других звуков, нужно «проснуться» (сесть прямо).

Для постановки звуков в логопедии применяют упражнение «Окошко». Ребёнка учат удерживать рот широко открытым. Упражнение активизирует круговую мышцу рта и подвижность верхней губы. Ребёнок учится опускать корень языка и продвигать язык вплотную к зубам. Малышу предлагают улыбнуться, широко открыть рот и придвинуть расслабленный язык вплотную к зубам. Удерживать позицию следует на счёт до пяти. Во время выполнения упражнения логопед следит, чтобы губы малыша были растянуты, зубы видны, корень языка опущен, язык располагался в полости рта симметрично.

В случае развития спазма жевательных мышц при открытии рта

Чем раньше вы начнете лечение спазма жевательных мышц, тем легче будет возобновить нормальную работу челюстей. Если у вас возникло напряжение в челюсти, немедленно позвоните своему медицинскому сотруднику. Он может направить вас к специалисту, как описано ниже.

  • К специалисту по речи и глотанию, физиотерапевту или к обоим. Они помогут вам сохранить способность открывать рот и возвратить любые потерянные способности. Эти специалисты используют самые различные методики, например, физические упражнения, растяжку и массаж. Они также могут порекомендовать вам использовать специальные устройства, которые помогут открыть рот.
  • К врачу-реабилитологу. Он оценит насколько хорошо вы можете открывать рот. Он может назначить вам лекарства от боли или спазмов (внезапного сильного сокращения мышц), предложить другие способы лечения или порекомендовать медицинские устройства, чтобы помочь вам.

Ваш медицинский сотрудник обсудит с вами, направление к какому специалисту будет наиболее полезным для вас.
Вернуться к началу

Дыхательная гимнастика в логопедии

Тренировка артикуляционных органов и развитие речевого дыхания является одним из основных моментов в структуре логокоррекционных занятий с детьми, которые имеют дефекты произношения звуков. Особенно важную роль артикуляционная и дыхательная гимнастика играет при коррекции дизартрии. Логопеды Юсуповской больницы последовательно применяют различные виды гимнастики. Сначала проводят общую моторную гимнастику, вслед за ней дыхательную, затем голосовую, и только в конце артикуляционную.

Дыхательную гимнастику начинают с общих дыхательных упражнений. Их целью является увеличения объёма дыхания и нормализация его ритма. Пациента учат дышать при закрытом рте. Тренируют носовой выдох, говоря малышу: «Вдыхай глубоко и выдыхай длительно через нос». Затем тренируют ротовой выдох, закрывая при этом его ноздри. Используют упражнения с сопротивлением, когда логопед кладёт руки на грудную клетку, как бы препятствуя вдоху в течение 1-2 секунд. Учат задерживать вдох, добиваясь глубокого быстрого вдоха и медленного продолжительного выдоха.

Проводят дыхательную гимнастику, используя игровые приёмы. «Пузырьки» – используется трубочка-соломинка и стакан воды. Логопед обращает внимание на то, чтобы выдох был длительным, то есть пузырьки должны «выходить» долго.

Модно использовать всевозможные свистки, колпачки от ручек детские музыкальные инструменты.

«Фокус» – упражнение с кусочком ваты, которое подготавливает к произнесению звука [р]. Вату логопед кладёт на кончик носа. Пациенту предлагают вытянуть язык, загнуть его кончик вверх и подуть на ватку, чтобы сдуть её с носа.

Можно предложить дуть на огонёк горящей свечи так, чтобы не задуть её, а лишь немного отклонить пламя. Дуть следует аккуратно, потихоньку, долго. Это же упражнение используют при постановке свистящих и шипящих звуков.

Полезные советы

Нажмите для записи на БЕСПЛАТНУЮ консультацию

Чтобы успокоить боли и облегчить общее состояние при ВНЧС, можно воспользоваться такими полезными советами:

  • холодные или горячие компрессы, накладываемые на пораженную область;
  • массаж больной области, который помогает убрать некоторые симптомы и убрать боль.

Упражнения, выполняемые для лечения ВНЧС являются хорошей альтернативой медикаментам и хирургической операции, которые часто имеют самые неприятные побочные эффекты. Но нельзя забывать, что использовать методы гимнастики можно только по назначению врача, то есть при отсутствии серьезных патологий (они характерны для запущенной стадии и тут необходима хирургия).

Медицинские технологии в логопедии

БОС – уникальная медицинская технология XXI века. Она основана на применении современной электронной аппаратуры. Методика даёт возможность любому человеку научиться управлять своим организмом и позволяет лечить следующие речевые расстройства:

  • заикание;
  • речевую тревогу;
  • нарушение темпа речи;
  • нарушение звукопроизношения (на этапе автоматизации звуков и введения их в речь);
  • нарушения чтения.

Логопеды используют в практике лечения нарушений речи следующие виды арт-терапии:

  • музыкотерапию;
  • кинезотерапию;
  • сказкотерапию;
  • мнемотехнику;
  • креативную игротерапию (песочную терапию).

К телесно ориентированным медицинским технологиям, которые используют в логопедии, относятся растяжки, упражнения для релаксации, дыхательные упражнения. Реабилитологи Юсуповской больницы выполняют при речевых нарушениях массаж мышц периферического речевого аппарата. Он помогает нормализовать мышечный тонус и тем самым подготовить мышцы к выполнению сложных движений, которые необходимы при артикуляции звуков.

Пальцевый массаж ладонных поверхностей каменными, металлическими или стеклянными разноцветными шариками, прищепочный массаж и другие входят в программу реабилитации пациентов с нарушениями речи. При наличии нарушения речи звоните по телефону Юсуповской больницы.

Эффективность

Миогимнастика при соблюдении всех техник и правил считается эффективным методом коррекции прикуса и признана мировым стоматологическим сообществом. Эффективность такого вида ЛФК зависит от нескольких факторов:

  1. Выраженности нарушения прикуса.
  2. Возраста больного.
  3. Регулярности и приверженности.

Миогимнастика дает максимальный результат пациентам в детском возрасте, у которых молочные зубы еще не сменились коренными. Именно в этом возрасте челюстные мышцы наиболее пластичны, а хрящи и костная ткань еще мягкие.

Как самостоятельная терапия ЛФК оказывает достаточное действие в случае нарушений прикуса верхней челюсти и искривления передних зубов.

  • Микроимпланты в ортодонтии

Виды неправильного прикуса

Принцип действия

Чтобы добиться ожидаемого результата нужно придерживаться таких основных принципов лечения:

  • последовательность – сначала изучаются и активно используются простые упражнения, и только после их освоения можно приступать к более сложным комплексам;
  • систематичность – заниматься нужно ежедневно, регулярно, на постоянной основе, не делая длительных перерывов;
  • сознательность – лучше всего миогимнастика помогает в том случае, когда ребенок понимает, что от него требуется и с большим желанием выполняет правильные движения;
  • активность – мышцы должны совершать максимальную амплитуду;
  • индивидуальный подход – только учитывая строение челюсти конкретного ребенка можно говорить о каких-либо упражнениях, так как они не универсальны и в каждом клиническом случае применяются свои сочетания;
  • возрастные рамки – самым лучшим периодом для эффективных результатов оказывается возраст с 4 до 7 лет;
  • комплексный подход – наибольшими достижениями могут похвастаться те пациенты, которые использовали миогимнастику совместно с другими способами лечения зубочелюстных аномалий, например, комплекс Рокабадо часто дополняют аутогенной тренировкой и точечным массажем.

Причины появления

Нарушение прикуса формируется в раннем детстве. Зачастую данная патология имеет наследственный характер. Если родители страдали от этой проблемы, у ребенка она может также появиться. Кроме генетической предрасположенности, существует и другие причины возникновения неправильного прикуса:

  • Искусственное вскармливание. Новорожденному ребенку требуется разрабатывать челюстные мышцы. Когда он сосет материнскую грудь, это служит прекрасной тренировкой для челюстей. Если кормить его из бутылочки, мышцы челюсти не будут получать необходимую нагрузку, что и спровоцирует развитие патологий.
  • Неправильное питание беременной женщины, стрессы. Отсутствие в рационе беременной необходимых витаминов и микроэлементов, а также постоянные волнения и стрессы могут вызвать ряд осложнений в развитии малыша.
  • Вредные привычки ребенка. Предрасположенность ребенка к сосанию пальцев, а также длительное использование соски – всё это может поспособствовать изменениям нормального прикуса.
  • Травмы челюсти. Лицевые повреждения, которые привели к отсутствию некоторых зубов, могут вызвать нарушения в смыкании челюстей. Именно поэтому, при получении травмы лица, необходимо сразу обратиться к врачу.
  • Дыхание через рот. Такая невинная проблема, как заложенность носа, может вызвать серьезные нарушения в формировании челюстей. Человек постоянно дышит через рот, при этом ряд мышц у него со временем атрофируется, что вызывает сужение верхней челюсти.
  • Парафункция языка. Данное заболевание характеризуется нарушением речи. Иногда ребенок не может произносить определенные звуки, в результате чего нарушается артикуляция его языка – он недостаточно сдавливает зубы, что и приводит к изменениям прикуса.

Залог успешного исправления прикуса – своевременная борьба с ним. Лучше всего заниматься этой проблемой с детского возраста, поскольку организм находится в процессе развития, и восстановление нормального положения челюстей проходит намного быстрее.

Специальные приспособления

Также в ортодонтии дополнительно используются такие вспомогательные средства:

  • Вестибулярные пластинки – их надевают на время сна с целью нормализации дыхания и коррекции положения языка и нижней челюсти. Вкладывать ее нужно с помощью большого пальца, одновременно вытягивая особое кольцо.
  • Металлический диск – ориентирован на отучение ребенка от вредных привычек по типу сосания пальца, а также исправление ротового дыхания и дистального прикуса. Нужно сомкнуть диск губами, а нижнюю челюсть при этом выдвинуть слегка вперед. Требуется следить, чтобы его положение было строго горизонтальным.
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]