8013
Не всегда ортодонтическое лечение предусматривает использование специальных аппаратов. В некоторых ситуациях бывает достаточно применить миогимнастику.
Данный вариант является эффективным средством при исправлении аномального прикуса, что доказано исследованиями, проводившимися на протяжении 50 лет.
Упражнения для нормализации функции дыхания
Упражнение №1 Полное дыхание. Продолжительный вдох через нос. Во время вдоха живот «надувается», затем расширяется грудная клетка. При выдохе (через нос) наоборот вначале уменьшается объем груди, затем втягивается живот.
Упражнение №2 Грудное дыхание. Выдохнуть. Сделать продолжительный вдох через нос. В это время грудная клетка расширяется, а живот втягивается. При выдохе (через нос) – живот втягивается.
Упражнение №3 Брюшное дыхание. Выдохнуть. Сделать продолжительный вдох через нос. В это время живот выпячивается. При выдохе (через нос) – живот втягивается.
Упражнение №4 Навык полного удлиненного выдоха. Ходьба в среднем темпе. Вдох и выдох только через нос. На три шага вдох, на четыре шага – выдох. Через три четыре дня продожительность выдоха следует увеличить на один счет (5,6 и т. д.)
Упражнение №5 Вдох и выдох поочередно одной ноздрей (вторую ноздрю плотно прижать пальцем).
Достоинства и недостатки методики
Как и любой другой метод, миогимнастика имеет свои плюсы и минусы. Самым главным плюсом считается нетравматичность и возможность лечения без применения дополнительных приспособлений. Такой вид терапии не вызывает у больных какого-либо значимого психологического дискомфорта.
К сожалению, существуют и минусы:
- Для достижения заметного результата гимнастику необходимо выполнять в течение нескольких недель иди даже месяцев.
- При нерегулярности тренировок быстро происходит откат, то есть все достигнутые результаты теряются.
- Метод не даст видимого результата при выраженных и давних изменениях.
Упражнения для тренировки мышц языка и нормализации типа глотания
Упражнение №1 «Часики». Рот открыт, языком совершать медленные круговые движения по верхней губе, затем по нижней губе.
Упражнение №2 «Накажем непослушный язычок». Положить язык на нижнюю губу, шлепать по нему верхней губой «на-на».
Упражнение №3 «Будем красить потолок». Красить комнаты пора, пригласили моляра, он приходит в старый дом с новой кистью и ведром. Ваши язычки – кисть, твердое небо – потолок…
Упражнение №4 Изобразить работу отбойного молотка. ДДДД…
Упражнение №5 «Всадники». Сесть верхом на стульчик и, широко открывая рот, щелкать языком.
Что это такое?
Прикус формируется за счет правильной работы мышц, расположенных в области зубных рядов и челюстного сустава. Любое нарушение в их функционировании приводит к формированию аномального положения зубов и челюстной дуги.
Основная цель миотерапии – восстановить правильное функционирование суставного и мышечного аппарата путем воздействия на них с помощью обычных упражнений, иногда в сочетании с массажем. По своей сути, миогимнастика – это тренировка мышц челюсти.
Методику целесообразно назначать в качестве комплексного или самостоятельного лечения. Также ее используют для закрепления эффекта после аппаратного ортодонтического лечения или в качестве подготовительной процедуры перед ним.
Принцип лечения
Принцип лечения данной методики заключается в комплексности воздействия.
Под воздействием активных двигательных упражнений улучшение наступает за счет четырех физиологических механизмов:
- Биологической стимуляции роста костной ткани и развития мышц.
- Формирования компенсирующего механизма.
- Положительного влияния на трофические процессы.
- Нормализации функциональных характеристик.
Под воздействием данных процессов происходит активное перестроение работы мышц и развития скелета в сторону анатомического равновесия.
Упражнения для нормализации функции дыхания
Упражнение №1 Полное дыхание. Продолжительный вдох через нос. Во время вдоха живот «надувается», затем расширяется грудная клетка. При выдохе (через нос) наоборот вначале уменьшается объем груди, затем втягивается живот.
Упражнение №2 Грудное дыхание. Выдохнуть. Сделать продолжительный вдох через нос. В это время грудная клетка расширяется, а живот втягивается. При выдохе (через нос) – живот втягивается.
Упражнение №3 Брюшное дыхание. Выдохнуть. Сделать продолжительный вдох через нос. В это время живот выпячивается. При выдохе (через нос) – живот втягивается.
Упражнение №4 Навык полного удлиненного выдоха. Ходьба в среднем темпе. Вдох и выдох только через нос. На три шага вдох, на четыре шага – выдох. Через три четыре дня продолжительность выдоха следует увеличить на один счет (5,6 и т. д.)
Упражнение №5 Вдох и выдох поочередно одной ноздрей (вторую ноздрю плотно прижать пальцем).
Упражнение №6 Выдохнуть. Нос зажать пальцами. Медленно вслух считать до 5, затем сделать глубокий вдох и выдох через нос.
Упражнения для укрепления глоточной мускулатуры
Упражнение №1 Голову попеременно максимально откидывать назад, наклоняясь вперед.
Упражнение №2 Запрокинуть голову назад. В этом положении попеременно наклонять голову к правому и левому плечу.
Упражнение №3 Запрокинуть голову назад, в этом положении попеременно поворачивать голову, не отпуская подбородок, вправо, затем влево.
Стоматологическая альтернатива — подбор элайнеров
Если же вы решили доверить свою улыбку профессионалам, помните: именно пациентам, принявшим решение прибегнуть к помощи ортодонтов и поставить элайнеры, удается получить заветную красивую улыбку и устранить дефекты прикуса в домашних условиях.
При этом нет необходимости совершать сложные манипуляции или упражнения: достаточно подобрать под контролем врача каппы и соблюдать рекомендации специалиста, а остальное элайнеры сделают сами!
Упражнения для нормализации функции смыкания губ
Упражнение №1 Губы вытянуть вперед, сомкнуть, изобразить трубочку, широко растянуть.
Упражнение №2 Губы вытянуть вперед, сомкнуть, изобразить рупор, хоботок.
Упражнение №3 Губы сомкнуть, надуть щеки, медленно кулаками выдавить воздух через сжатые губы.
Упражнение №4 Губы сомкнуть, затем перемещать их поочередно вправо и влево.
Упражнение №5 Губы сомкнуть, надуть воздух под верхнюю губу, затем под нижнюю губу.
Упражнение №6 Согнутые мизинцы вложить в углы рта, губы не смыкать, пальцы слегка развести в стороны, губы сомкнуть.
Упражнение №7 С усилием выдувать воздушную струю («дует ветерок», погасим свечу», «сделаем бурю» и т.д.).
Каппы
Каппы, или элайнеры – это съемные пластмассовые или силиконовые прозрачные накладки на зубы. Изготавливаются в индивидуальном порядке для конкретного пациента. Носятся постоянно, снимаются лишь для приема пищи и гигиенических процедур.
Практически не заметны, поэтому не вызывают морального дискомфорта. Лечебное воздействие обуславливается мягким силовым действием на зубные элементы, заставляющее их перемещаться в заданном направлении. Основной недостаток – невозможность устранить особо сложные дефекты.
Важно: эффективность капп для исправления неправильной окклюзии зависит не только от тяжести клинического случая, но и от строгой самодисциплины. Невыполнение предписаний ортодонта сведет на нет все приложенные усилия.
Упражнения для тренировки мышц языка и нормализации типа глотания
Упражнение №1 «Часики». Рот открыт, языком совершать медленные круговые движения по верхней губе, затем по нижней губе.
Упражнение №2 «Накажем непослушный язычок». Положить язык на нижнюю губу, шлепать по нему верхней губой «на-на».
Упражнение №3 «Будем красить потолок». Красить комнаты пора, пригласили моляра, он приходит в старый дом с новой кистью и ведром. Ваши язычки – кисть, твердое небо – потолок…
Упражнение №4 Изобразить работу отбойного молотка. ДДДД…
Упражнение №5 «Всадники». Сесть верхом на стульчак и, широко открывая рот, щелкать языком.
Упражнение №6 Язык поднять вверх, прижать к переднему участку твердого неба в области небных складок. Сжать зубы, проглотить слюну, фиксируя положение языка.
Упражнение №7 Кончик языка поднять вверх, расположить его у переднего участка твердого неба. Переместить язык по своду твердого неба максимально назад к мягкому небу.
Упражнение №8 Кончик языка поднять вверх, расположить его у переднего участка твердого неба. Переместить язык по небной поверхности зубов справа и слева, касаясь каждого зуба.
Пластинки
Вестибулярные пластинки являются съемными ортодонтическими устройствами. Это значит, что их можно на некоторое время снимать, например, чтобы поесть или почистить зубы. Пластинка для исправления патологий изготавливается индивидуально для каждого пациента по персональным слепкам челюстей.
Основа пластинки – пластмассовый базис, который прилегает к нёбу. В него интегрированы дуги, кламмеры и винтики. Цвет базиса может быть нейтральным или цветным.
Данные приспособления в основном применяют в детском и подростковом возрасте, когда зубочелюстная система еще не конца сформирована и потому зубные элементы способны двигаться под воздействием направленной силы относительно легко. Пластины используют для корректирования патологий и взрослым пациентам, но только в легких случаях.
Упражнения для нормализации функции дыхания
Упражнение №1 Полное дыхание. Продолжительный вдох через нос. Во время вдоха живот «надувается», затем расширяется грудная клетка. При выдохе (через нос) наоборот вначале уменьшается объем груди, затем втягивается живот.
Упражнение №2 Грудное дыхание. Выдохнуть. Сделать продолжительный вдох через нос. В это время грудная клетка расширяется, а живот втягивается. При выдохе (через нос) – живот втягивается.
Упражнение №3 Брюшное дыхание. Выдохнуть. Сделать продолжительный вдох через нос. В это время живот выпячивается. При выдохе (через нос) – живот втягивается.
Упражнение №4 Навык полного удлиненного выдоха. Ходьба в среднем темпе. Вдох и выдох только через нос. На три шага вдох, на четыре шага – выдох. Через три четыре дня продолжительность выдоха следует увеличить на один счет (5,6 и т. д.)
Упражнение №5 Вдох и выдох поочередно одной ноздрей (вторую ноздрю плотно прижать пальцем).
Как ускорить результат
Нередко у детей, имеющих одинаковые ортодонтические нарушения, наблюдается разная динамика качества лечения. Как отмечают специалисты, здесь дело не в особенности детского организма, а в правильности выполнения гимнастики и соблюдения всех рекомендаций врача.
Чтобы повысить эффективность миогимнастики, родителям необходимо запомнить следующие базовые правила:
- Увеличивать продолжительность и интенсивность сокращений мышц постепенно, но регулярно.
- Доводить сжимание мускулатуры до максимума.
- Все занятия проделывать до появления усталости.
- Выдерживать перерывы между сокращением мышц. Продолжительность такой паузы всегда должна быть равной длительности сжимания.
- Гимнастику проводить каждый день в одно и то же время.
Дополнительные специальные упражнения
Упражнение № 1. Нижнюю челюсть медленно выдвигать до тех нор, пока режущие края нижних резцов не установятся впереди верхних. В таком положении нижнюю челюсть удерживать 10 секунд, затем медленно установить в исходное положение.
Упражнение № 2. То же упражнение выполнять с попоротом головы сначала вправо, затем плево. Нагрузка увеличивается при выполнении упражнения стоя. Голову слегка запрокидывают назад, нижнюю челюсть медленно выдвигают вперед до тех пор, пока нижние резцы установятся впереди верхних.
Упражнение № 3 (с вестибулярной пластинкой). Вестибулярную пластинку вкладывают в преддверие полости рта, 1 пальцем правой руки ее вытягивают вперед за кольцо и удерживают сжатыми губами.
Упражнение № 4. Проложить между губами сложенную вдвое полоску бумаги и сжать губы. Бумагу удерживают до 30—50 минут во время спокойных игр, рисования, чтении, или когда ребенок смотрит телевизор.
Упражнение № 5. Выполнять предыдущее упражнение, заменить полоску бумаги металлическим диском диаметром 2,5—3 см, толщиной 1,5 мм и массой около 6,5 г. Зажатый губами диск должен быть расположен горизонтально, необходимо следить, чтобы диск был зажат только губами, а не зубами. Упражнение выполняется до утомления (от 30 сек до нескольких минут).
Упражнение № 6 (с пластмассовой пластинкой). Ребенок нажимает губами край пластинки толщиной 1—2 мм, шириной 30—35 мм. длиной 60—120 мм. и удерживает ее в горизонтальном положении. На пластинку накладывают какой-либо груз. Увеличение груза вызывает усиление сжатия губ.
Упражнение № 7. Небольшие ватные валики закладывают в области переходной складки преддверия полости рта по обе стороны от уздечки верхней губы. Сомкнуть губы и произнести ряд фраз, содержащих губные звуки («б», «м», «п»).
В каком возрасте нужно начинать исправлять прикус
Стоматологи считают, что корректирование окклюзии можно проводить в любом возрасте, применяя для этого соответствующие методики. Так, малышам не проводят лечение брекетами, потому что их скелетная система находится в активном росте, и кости, в том числе, зубочелюстной аппарат еще не сформировался. Поэтому маленьких детей, пока у них еще не появились постоянные зубы, лечат миотерапией, пластинками и трейнерами. Примечание: такие методы применяют при наличии некритичных дефектов развития. Сложные врожденные патологии, оказывающие негативное влияние на здоровье или качество жизни малыша, лечат оперативным путем.
Оптимальный период лечения с использованием брекетов – примерно с 12 до 16 лет. В более старшем возрасте процесс занимает больше времени.
Важно: некоторые зубочелюстные аномалии можно исправить и без применения брекетов. Возможность такого лечения устанавливается врачом.
Упражнения для нормализации функции дыхания
Упражнение №1 Полное дыхание. Продолжительный вдох через нос. Во время вдоха живот «надувается», затем расширяется грудная клетка. При выдохе (через нос) наоборот вначале уменьшается объем груди, затем втягивается живот.
Упражнение №2 Грудное дыхание. Выдохнуть. Сделать продолжительный вдох через нос. В это время грудная клетка расширяется, а живот втягивается. При выдохе (через нос) – живот втягивается.
Упражнение №3 Брюшное дыхание. Выдохнуть. Сделать продолжительный вдох через нос. В это время живот выпячивается. При выдохе (через нос) – живот втягивается.
Упражнение №4 Навык полного удлиненного выдоха. Ходьба в среднем темпе. Вдох и выдох только через нос. На три шага вдох, на четыре шага – выдох. Через три четыре дня продолжительность выдоха следует увеличить на один счет (5,6 и т. д.)
Упражнение №5 дох и выдох поочередно одной ноздрей (вторую ноздрю плотно прижать пальцем).
Основные направления
В перечень функций, выполняемых ортодонтом, входит:
- корректировка положения отдельных элементов;
- исправление прикуса и окклюзии;
- проведение профилактики нарушений.
Перед началом ортодонтических процедур стоматолог проводит осмотр и диагностику состояния пациента, определяя меры, необходимые для восстановления естественного облика. Ортодонтия в стоматологии помогает исправить заметные отклонения, предупреждая и устраняя последствия разнообразных болезней.
Упражнения для тренировки мышц языка и нормализации типа глотания
Упражнение №1 «Часики». Рот открыт, языком совершать медленные круговые движения по верхней губе, затем по нижней губе.
Упражнение №2 «Накажем непослушный язычок». Положить язык на нижнюю губу, шлепать по нему верхней губой «на-на».
Упражнение №3 «Будем красить потолок». Красить комнаты пора, пригласили моляра, он приходит в старый дом с новой кистью и ведром. Ваши язычки – кисть, твердое небо – потолок…
Упражнение №4 Изобразить работу отбойного молотка. ДДДД…
Упражнение №5 «Всадники». Сесть верхом на стульчик и, широко открывая рот, щелкать языком.
Причины зубочелюстных патологий
Аномалии строения челюсти и зубочелюстные патологии начинают формироваться с самого рождения. Одна из причин — соска пустышка. Однако аномальное формирование челюсти может быть спровоцировано и неправильным дыханием через рот, а также некоторыми вредными привычками. Сосание большого пальца — одна из устойчивых привычек у детей, которая приводит в дальнейшем к ортодонтическим патологиям.
Родители должны уделять особое внимание формированию у ребенка правильных привычек и отучать от неправильных.
Грудное вскармливание формирует у младенца правильный прикус за счет тренировки круговой мышцы рта, языка, шеи. Кормление из бутылочки способствует нарушению работы челюстно-лицевых мышц, если у соски слишком большая дырка.
Перевод на искусственное вскармливание вместо грудного может быть обусловлен независящими от желания матери причинами. Поэтому внимательно наблюдайте за развитием челюсти малыша, во время показывайте его стоматологу. Если у соски слишком широкая дырка, малыш быстрее наедается и прекращает сосать. Следовательно, мышцы не тренируются, становятся слабыми.
Вред соски-пустышки
Чем вредна для формирования прикуса соска-пустышка? Во время сосания пустышки язык привыкает к неправильному положению в ротовой полости. Язык во время сосания должен располагаться сверху соски, а у малышей все происходит наоборот. Нижнее положение языка (под соской) способствует неправильному формированию прикуса. Чтобы не испортить малышу прикус, как можно реже давайте ему пустышку, а во время сна вынимайте ее изо рта.
В возрасте 1,5 -2 года малыша следует отучать от пустышки, чтобы не испортился прикус.
Сосание большого пальца
Некоторые малыши пытаются заменить отсутствие пустышки сосанием большого пальца или уголка подушки. От этой привычки нужно сразу же отучать ребенка, она еще вреднее сосания пустышки. Иногда привычка засыпать с большим пальцем во рту остается на всю жизнь.
Сосание большого пальца приводит к очень сильному дефекту строения зубочелюстной системы, когда передние зубы выдаются вперед и расходятся в стороны. Прикус формируется с учетом положения большого пальца между нижними и верхними зубами, поэтому появляется пустое пространство. Помимо эстетического диссонанса такое расположение фронтальных моляров делает невозможным откусывание пищи передними зубами. Выдвинутые вперед передние зубы часто подвержены травмам.
Ротовое дыхание
Как неправильное дыхание может влиять на формирование зубочелюстной системы? Во время дыхания ртом нарушается давление в полости рта, которое оказывают щеки на верхний зубной ряд. Из-за этого верхняя челюстная дуга сужается в размерах, зубы вырастают скученно.
Когда нужно обращать внимание на правильное дыхание? Это необходимо делать с первых дней жизни малыша и внимательно следить за его дыханием во время сна с пустышкой. Как только малыш перестанет плакать и заснет, пустышку немедленно удаляют изо рта. Если вы увидели, что малыш во сне открыл ротик, аккуратно закройте его своей рукой.
Что делать, если у ребенка увеличились аденоиды, и он не может дышать носом? В это время нужно следить, чтобы дыхание ртом не вошло в привычку. После исцеления от насморка и простуды следует наблюдать за правильным дыханием у ребенка во время сна и бодрствования. Для тренировки дыхания носом после удаления аденоидов существует специальный комплекс упражнений.
Подсасывание нижней губы
Есть и такая привычка у детей, которая впоследствии негативно сказывается на внешности. Из-за этой вредной привычки образуется щель между зубами, величина которой равна толщине нижней губы. Миогимнастика может исправить аномальный прикус, также рекомендуется к применению аппаратная корректировка.
Прокладывание языка между зубами
Эта вредная привычка приводит к тому, что между верхним и нижним зубным рядом формируется просвет. Этот просвет соответствует размеру и форме кончика языка, который ребенок привык высовывать вперед. Также существует незаметная для взрослых привычка прокладывать язык между жевательными зубами (сбоку). Эту патологию может заметить только стоматолог.
В результате неправильного положения языка в полости рта боковые моляры проседают, в прикус формируется аномально. Дефект можно исправить с помощью функциональных аппаратов и миогимнастики.
Неправильное глотание
Врачи разделяют функцию глотания на осознанную и бесконтрольную. Правильное глотание должно быть заметно только по движению кадыка. Если во время глотания напрягаются мышцы лица, это уже симптомы патологии. Неправильное глотание приводит к неправильному расположению моляров в зубном ряду. Если вы заметили, что ребенок глотает пищу или пьет воду как-то по-особенному, немедленно покажите его стоматологу-ортодонту.
Дополнительные специальные упражнения
Упражнение № 1. Кончиком языка давить на небные поверхности верхних передних зубов до усталости мышц (3—5 мин).
Упражнение № 2. При слетка запрокинутой голове попеременно открывать и закрывать рот, при закрывании рта кончиком языка пытаться достать задний край твердого неба.
Упражнение № 3. Зажать верхними фронтальными зубами нижнюю губу, удержать, затем отпустить ее.
Упражнение № 4. Открыть рот, медленно закрывать его, сметая нижнюю челюсть назад и устанавливая передние зубы в краевом смыкании. Нижнюю челюсть удерживать в этом положении 4—8 сек.
Упражнение № 5 (с деревянным шпателем). Между зубными рядами помещают шпатель (ширина его равна ширине верхних резцов).
Прикусить шпатель так, чтобы оказывать давление на небные поверхности верхних зубов и способствовать их отклонению в вестибулярном направлении, а нижних резцов — в язычном.
Виды дефектов окклюзии и методы их коррекции
Ученые подсчитали, что только 40 % жителей планеты являются счастливыми обладателями идеального прикуса. Все остальные в той или иной мере имеют отклонения от нормы. Дефекты могут быть критичными, когда оказывают негативное влияние на здоровье человека, и практически незаметными, не приводящими к моральному или физическому дискомфорту.
На картинке ниже изображены аномалии окклюзии:
Современная оротодонтия насчитывает несколько методик коррекции неправильного прикуса:
- с использованием брекет-систем;
- с помощью хирургической операции;
- с применением миотерапии (физических упражнений) и небрекетных корректирующих приспособлений.