Дефекты зубных рядов. Классификация по Кеннеди, классификация по Гаврилову

Классификация по Гаврилову – являет собой внятную систему дефектов зубных рядов, обладающей доступной структурой. Такая совокупность элементов, доказала свою практичность в методике стоматологического протезирования.

«Особенностью классификации по Гаврилову является выделение в особую группу челюстей с одиночно сохранившимися зубами»

Дефектом зубной дуги считается – нарушения целостности ряда, в котором недостает от одного до 13 зубов. Определяют три разновидности дефектов, по возрастанию:

  1. небольшие дефекты характеризуются отсутствием до трех зубов кряду;
  2. средние дефекты — потеря от трех до шести зубов в ряду;
  3. большими считается нехватка более шести штук;

Включенным – называют промежуток, в ряду локализованных с обеих сторон сохранившимися зубами.

Концевой – отсутствие зубов в дуге, ограниченное только с одной стороны. Оба вида встречаются как на нижней челюсти, так и на верхней.

Для чего нужна систематизация дефектов в зубных дугах

Существует великое множество разнообразных комбинаций дефектов зубных рядов. Например, если попытаться создать математическую модель этих комбинаций, включив в нее все доступные характеристики и учитывающую сочетание различных признаков. В итоге получаем минимум 4*109 вариантов, каждый из которых имеет право на существование. Такое количество вариаций наглядно показывает необходимость в разработке обобщенных классификаций. Это более удобно в практическом применении и позволяет врачам разных стран понимать друг друга.

Как классифицировать, если несколько дефектов одновременно

Классификация дефектов зубных рядов по Кеннеди может вызывать определенные сложности, если после визуального осмотра ротовой полости пациента, на одной челюсти обнаружено сразу несколько разновидностей адентии.

В подобной ситуации Э. Кеннеди акцентирует внимание на том, что при наличии 2-3 дефектов, которые относятся к разным классам, стоматологическую патологию зубной дуги необходимо определять к наименьшему по своему порядку классу. Исходя из этого выполняется дальнейший подбор методов ортопедического лечения, рассматриваются варианты использования протезов той или иной модификации.

Классификация дефектов зубных рядов по доктору Кеннеди — это практическая методика определения различных видов адентии верхней и нижней челюсти. С помощью данного классификатора врач-стоматолог получает возможность провести быструю визуальную диагностику состояния зубной дуги пациента, у которого отсутствует большое количество зубов.

В структуре классификатора дефектов зубных рядов по Кеннеди содержится 4 класса, первые 3 из которых разбиты на дополнительные подклассы. Выделяют адентию моляров жевательной группы, дефекты переднего и бокового отдела. Классификационные подклассы включают в себя смешанные разновидности адентии, когда определенное количество зубов одновременно отсутствует на разных участках челюстного аппарата.

Классификация дефектов зубных рядов по Гаврилову

Разрабатывая свою систему признаков для зубопротезирования, профессор Гаврилов выделил челюсти с сохранившимися отдельно стоящими зубами, в обособленную категорию. Это решение вполне обосновано, так как изготовление протезов для такого типа челюстей имеет свои особенности.

Зубные дуги с дефектами подразделяются на четыре класса:

  1. отсутствие зубов на концах челюстей (концевые дефекты) на одной либо обеих сторонах челюсти;
  2. дефекты, ограниченные зубами с двух сторон (включенные), передние и боковые одно и двухсторонние;
  3. наличие первого и второго классов в различных сочетаниях – комбинированные дефекты;
  4. зубные дуги с отдельно стоящими зубами.
Односторонний концевой изъян Двусторонний концевой изъян

Дополнительно предлагается подразделять зубные ряды на 6 видов.

Отличия классификация зубных дефектов по Гаврилову

Широкое распространение получили две классификации, и .

Система признаков по Кеннеди насчитывает четыре типа:

  1. концевые дефекты с обеих сторон челюсти;
  2. то же самое, но только с одной стороны;
  3. включенные дефекты в боковой области рядов;
  4. то же, что и в третьем пункте, но в переднем отделе;

Бетельман выделяет две категории. К первой относится зубные ряды с несколькими изъянами, с одной либо с обеих сторон, но обязательно наличие как минимум одного «концевого» дефекта. Вторая категория – любые типы и сочетания «включенных» дефектов.

Использование системы доктора Кеннеди сопряжено с некоторыми сложностями. При диагностировании различных комбинаций, не попадающих в его классификацию, предлагается, понизить градацию класса. Это может привести к некоторой запутанности диагноза.

Как видно из трех приведенных систем, классификация зубных рядов по Гаврилову выглядит наиболее конкретизированной.

В заключение нужно отметить, что не одна из рассмотренных систем, не дает точной картины в отношении отдельно взятого клинического случая. Большое количество факторов, влияющих на неполную утрату зубов, не позволяет уместить их в столь узкие рамки

Ортопедическое лечение врач планирует индивидуально для каждого пациента, учитывая количество и место расположения отсутствующих зубов, состояние пародонта и уровень здоровья. Но все же есть общие закономерности выбора конструкции протеза в зависимости от протяженности и локализации дефекта. Для записи в карту и профессионального общения стоматологов удобнее использовать условное обозначение клинической ситуации, а не полное ее описание. Классификация дефектов зубных рядову прощает алгоритм выбора плана лечения и заполнение документации.

Промежутки в зубных рядах

Дефектом зубной дуги считается – нарушения целостности ряда, в котором недостает от одного до 13 зубов. Определяют три разновидности дефектов, по возрастанию:

  1. небольшие дефекты характеризуются отсутствием до трех зубов кряду;
  2. средние дефекты — потеря от трех до шести зубов в ряду;
  3. большими считается нехватка более шести штук;

Включенным – называют промежуток, в ряду локализованных с обеих сторон сохранившимися зубами.

Концевой – отсутствие зубов в дуге, ограниченное только с одной стороны. Оба вида встречаются как на нижней челюсти, так и на верхней.

Какая классификация лучше?

Классика ортопедической стоматологии -классификация по Кеннеди. В ней дефекты зубных рядов делятся на 4 класса: одно- и двусторонние концевые, включенные в боковых и во фронтальном участке. При этом отсутствие нескольких зубов в боковом участке с одной стороны и с обеих сторон приходится относить к одному классу, что на практике не всегда удобно. Поэтому некоторые стоматологи в клинике используют более детальную классификацию Гаврилова. Классы в этих системах могут не совпадать по номерам, поэтому при формулировке диагноза врач обязательно должен указывать, какую классификацию он использует, по Гаврилову или по Кеннеди.

I класс – жевательные зубы отсутствуют с обеих сторон, зубной ряд укорочен и заканчивается на 5 6 зубе с каждой стороны;

II класс – укорочение зубной дуги с одной стороны, моляры отсутствуют справа или слева;

III класс – отсутствует несколько зубов в боковом участке, но замыкающие – сохранены;

IV класс – отсутствие резцов или клыков в переднем участке челюсти.

Если есть несколько изолированных дефектов присваивается более низкий класс. Например, если отсутствует два зуба в переднем участке и три моляра справа – дефект относят к первому классу. В этом отношении классификации Кеннеди не совсем удобна. К одной группе относят в корне различные клинические ситуации, план протезирования при которых будет различным.

1 класс – отсутствие жевательных зубов справа или слева;

2 класс – утрата дистальной опоры зубного ряда с обеих сторон;

3 класс – отсутствует несколько жевательных зубов при наличии замыкающих с одной стороны;

4 класс – отсутствие нескольких моляров с сохранением дистальных опор с двух сторон;

5 класс – отсутствие нескольких резцов и/или клыков;

6 класс – комбинированные дефекты зубных рядов;

7 класс – на челюсти сохраняется один зуб.

Классификация по Гаврилову более подробна в сравнении с систематикой Кеннеди и лучше отражает клиническую ситуацию, поэтому при постановке диагноза с ее использованием планировать лечение проще.

Классификация по Кеннеди

I класс – жевательные зубы отсутствуют с обеих сторон, зубной ряд укорочен и заканчивается на 5 6 зубе с каждой стороны;

II класс – укорочение зубной дуги с одной стороны, моляры отсутствуют справа или слева;

III класс – отсутствует несколько зубов в боковом участке, но замыкающие – сохранены;

IV класс – отсутствие резцов или клыков в переднем участке челюсти.

Если есть несколько изолированных дефектов, присваивается более низкий класс. Например, если отсутствует два зуба в переднем участке и три моляра справа – дефект относят к первому классу. В этом отношении классификации Кеннеди не совсем удобна. К одной группе относят в корне различные клинические ситуации, план протезирования при которых будет различным.

По Кеннеди и Гаврилову

II класс по Кеннеди – 1 по Гаврилову

Поскольку дистальная опора отсутствует изготовить несъемный мостовидный протез невозможно, его попросту не к чему фиксировать. Предложенные ранее консольные конструкции с нависающей искусственной коронкой не выдержали проверки временем. Служат они недолго и, кроме того, приводят к расшатыванию и выпадению опоры.

Возможны следующие варианты ортопедического лечения:

  • частичный пластиночный съемный протез недостаточно хорошо фиксируется и опрокидывается во время жевания, так как нагрузка приходится на одну сторону пластинки;
  • бюгельный протез за счет наличия литыхкламмеров и металлической дуги окидывается в меньшей степени и менее агрессивно действует на опорные зубы;
  • протезирование на имплантатах по принципу один зуб – один имплантат подразумевает изготовление несъемной конструкции. При этом полностью восстанавливается эффективность жевания и не возникает дополнительной нагрузки на сохранившиеся зубы. При отсутствии специальных противопоказаний это – методика выбора.

I класс по Кеннеди – 2 по Гаврилову

Используют те же варианты протезирования, что и в предыдущем случае. Двусторонние концевые дефекты отличаются тем, что в этом случае фиксация и функция съемных протезов лучше за счет равномерного распределения нагркзки по двум сторонам. При выборе несъемной конструкции бюгельный протез предпочтителен, особенно на верхней челюсти. Наличие металлической дуги позволяет уменьшить величину пластинки и оставить открытым небо.

Несъемное протезирование возможно при условии использования имплантатов. Если зубы были утрачены давно и лечение не проводилось костной ткани может быть недостаточно, однако в этом случае ее можно нарастить с помощью специальной операции. При хороших гигиенических навыках и отсутствии противопоказаний эффективность протезирования на имплантатах и в этом случае превосходит таковую при съемном протезировании.

III класс по Кеннеди – 3 по Гаврилову

Возможно восстановление дефекта как съемными, так и несъемными конструкциями:

  • мост с опорой на зубы, ограничивающие дефект – бюджетный вариант. Преимущество – конструкция несъемная, недостаток – повышенная нагрузка на опорные зубы. Заболевания пародонта и подвижность оставшихся зубов способны существенно сузить показания к такому лечению.
  • съемный бюгельный протез – жизнеспособный вариант протезирования, однако не вполне комфортный. Во-первых, конструкция съемная, во-вторых, – при одностороннем дефекте сработает эффект опрокидывания.
  • установка имплантатов вновь лидирует по уровню комфорта и физиологичности. Нет нагрузки на опорные зубы, не требуется их обтачивание с удалением здоровых тканей, функция жевания полностью восстанавливается.

III класс по Кеннеди – 4 по Гаврилову

Варианты те же, но бюгельные протезы в отношении удобства носки и восстановления функции догоняют несъемные конструкции из-за двустороннего равномерного распределения нагрузки.

IV класс по Кеннеди – 5 класс по Гаврилову

Съёмные и мостовидные протезы вполне могут восстановить функцию утраченных зубов, но для того, чтобы их фиксация была адекватной, придется использовать кламмеры, которые будут отчетливо видны на зубах. А ведь в переднем участке нужна эстетика. Мостовидные протезы при достаточно прочной опоре в функциональном плане удовлетворительны, но также могут скомпрометировать эстетику, особенно при атрофии альвеолярного отростка, когда между шейкой искусственного зуба и десной образуется существенный зазор.

Имплантаты помогают полностью восстановить жевательную эффективность и эстетику передних зубов. Это единственная локализация, при которой одномоментная с удалением зуба установка имплантата предпочтительна. При этом создаются оптимальные условия для заживления, не происходит потеря десны и костной ткани. Эстетический результат таких конструкций – вне конкуренции.

6 класс по Гаврилову

При комбинированных дефектах планирование строго индивидуально. Этот вариант в классификации Кеннеди не отражен.

7 класс по Гаврилову

Эта разновидность дефектов зубных рядов в классификации по Кеннеди относят к двусторонним концевым в то время как клинические проявления и план лечения в этих двух случаях могут радикально отличаться. Одиночно стоящие зубы ранее предлагалось использовать как опору для фиксации съемного протеза, особенно на нижней челюсти, где условия для этого, мягко говоря, оставляют желать лучшего. С появлением имплантации необходимость правдами и неправдами сохранять последний зуб отпала. Протезирование при одиночно стоящих зубах, как и на полностью беззубых челюстях с помощью проводится с помощью имплантатов.

Изменения последовательности зубного ряда могут нести в себе нарушения непрерывности и единства зубов в верхней или нижней челюсти, причём причины такого явления могут быть совершенно разными. Это и травмы, и ушибы, инфекционные заболевания полости рта, отсутствие должного лечения кариеса, в результате чего возникают осложнения.

Концевые дефекты зубного ряда с двух сторон

Двусторонние концевые дефекты челюстного аппарата — это патологическое состояние верхней или нижней зубной дуги, при котором полностью или частично отсутствуют моляры жевательной группы. Сложность адентии данного вида заключается в том, что в большинстве случаев доктор не может использовать традиционные ортопедические протезы по причине недостаточного количества зубов, которые применяются в качестве опоры для мостов.

Решением этой проблемы является установка съемных протезов различных видов и модификаций. Ортопедическое лечение пациентов с двусторонними концевыми дефектами зубных рядов во многом зависит от сложности клинического случая, общего состояния ротовой полости и челюстного аппарата пациента.

1 подкласс

Классификация дефектов зубных рядов по Кеннеди с двусторонней концевой адентией включает в себя наличие 1 подкласса.

В данном случае у пациента с подобным диагнозом отсутствуют не только 6, 7, 8 жевательные моляры верхней или нижней челюсти, но и также обнаруживается адентия 1 и 2 зубов.

2 подкласс

Концевые дефекты челюстного аппарата с двух сторон 2 подкласса характеризуются отсутствием жевательных моляров, а также потерей 1, 2 зубов справа и одного 4 зуба с левой стороны.

3 подкласс

Третий подкласс двусторонней концевой адентии выражается отсутствием 1, 2, 4 зубов справа и 4 моляра с левой стороны. При этом у пациента также полностью удалены 6, 7, 8 зубы.

Способы устранения концевой адентии зубного ряда с двух сторон

Для ортопедической терапии дефекта зубов жевательной группы, отсутствующих сразу с правой и левой стороны, используют различные виды протезирования. Подбор конкретной терапевтической методики осуществляется с помощью классификатора, разработанного доктором Кеннеди.

Протезирование с помощью консольного моста

Классификация дефектов зубных рядов по доктору Кеннеди является наглядным пособием для практикующих врачей-ортопедов, которые получают возможность провести быструю визуальную диагностику пациентов с признаками адентии различной сложности.

При наличии двустороннего концевого дефекта челюстного аппарата оправдано использование консольного моста в качестве основного способа протезирования жевательной группы зубов верхней и нижней челюсти. Применение этого метода устранения адентии целесообразно, если рядом расположенные с концевым дефектом 2-3 моляра нуждаются в коррекции с применением коронок.

Недостатком устранения двусторонней концевой адентии с помощью консольного моста является то, что для его установки необходимо проведение обточки рядом находящихся зубов. Эти моляры выступают в качестве опоры для крепления ортопедической конструкции. Стоматологи, проводящие оценку данного дефекта зубного ряда с использованием классификатора Кеннеди, применяют метод протезирования с помощью консольного моста только в крайних случаях.

Это связано с большим риском развития сопутствующих осложнений, которые проявляются в течение первых 10 лет, а именно:

  • болевые ощущения под коронками обточенных зубов;
  • разрушение здоровых моляров, находящихся под мостом;
  • искривление зубов, выполняющих функцию опорных для удержания консольного моста.

Эффективность протезирования двустороннего концевого дефекта зубного ряда с применением консольного моста зависит от квалификации стоматолога, а также качества выполненной работы. Преимуществом этой ортопедической методики является быстрое изготовление протезов, простота их установки и доступная стоимость.

Протезирование съемным протезом

Устранение концевого дефекта зубного ряда верхней или нижней челюсти, который затронул сразу обе стороны, также выполняется с помощью стандартного съемного моста. Данный протез представляет собой имитацию зубов жевательной группы. Съемный мост с 5, 6, 7 правой и левой стороны верхней или нижней челюсти соединен единым металлическим каркасом, который с помощью специальных креплений фиксируется вокруг поверхности здоровых зубов.

Соединительные элементы протеза крепятся к прикорневой части моляра, что полностью исключает наличие эстетического дефекта. В случае необходимости человек может самостоятельно снять установленный протез, провести все гигиенические процедуры, а затем снова закрепит его на поверхности челюстного аппарата.

Применение имплантов

С помощью метода имплантации можно устранить двустороннюю концевую патологию зубной дуги даже при полном отсутствии моляров жевательной группы. Для этого в костную ткань челюсти с признаками адентии проводят установку импланта, который будет выполнять функцию опорного зуба.

После завершения всех хирургических манипуляций, восстановления пациента после имплантирования металлической конструкции, выполняется установка несъемного протеза. В данном случае имплант является неотъемлемой частью консольного моста, второй край которого крепится к здоровым обточенным зубам с надетой коронкой.

Классификация дефектов зубных рядов по Кеннеди

Есть несколько способов описания данной патологии. Наиболее распространённой является классификация по Кеннеди. Она основывается на следующих дефектах:

  • первая группа — зубной ряд ограничивается с двух сторон 5-м или 6-м зубом, при этом жевательных коронок нет;
  • вторая группа — зубной ряд укорочен за счёт отсутствия моляров с одной или другой стороны;

  • третья группа — жевательная коронка сохранена, однако отсутствуют зубы в боковой зоне;

  • четвертая группа — нарушено строение переднего участка челюсти, в частности, отсутствуют клыки или резцы.

Если для диагностики используется классификация Кеннеди, ортопедия подразумевает утрудненное лечение, поскольку, если имеется сразу несколько аномалий, то заболеванию присваивается более низкая группа. Из-за этого изменяется и план протезирования. К одной и той же группе могут относиться разные клинические случаи.

Классификация дефектов по Кеннеди

Классификация Кеннеди содержит 4 основные группы:

  • 1 класс по Кеннеди: двусторонние концевые дефекты, расположенные кзади от оставшихся естественных зубов. Класс указывает, что в дистальных участках зубного ряда нет жевательных зубов.
  • 2 класс по Кеннеди: односторонний дефект зубного ряда, расположенные кзади от оставшихся естественных зубов. У пациента отсутствуют жевательные зубы только на одной стороне зубного ряда.
  • 3 класс по Кеннеди: включенный дефект естественных зубов передней или задней областей. Концевой дефект отсутствует из-за наличия опорных жевательных зубов на одной стороне челюсти. Этот класс наиболее часто наблюдается у больных.
  • 4 класс по Кеннеди: включенный дефект фронтального участка. Данный класс встречается довольно редко, но может наблюдаться у больных с заболеваниями пародонта, либо у больных после травмы передних зубов.
1 класс по Кеннеди: двусторонние концевые дефекты 2 класс по Кеннеди: односторонние концевые дефекты
3 класс по Кеннеди: включенный дефект в боковом отделе 4 класс по Кеннеди: включенный дефект переднего отдела

В 1954 году классификация Кеннеди была дополнена (модифицирована) доктором Эпплгейтом (Applegate), который добавил 8 правил:

  1. Классификация должна отражать реальную картину в зубных рядов и не предшествовать удалению зубов.
  2. Если зуб мудрости отсутствует в зубном ряду и он не будет замещаться, тогда в классификации он не учитывается.
  3. Третий моляр учитывается, если он используется как опорный зуб
  4. Если вторые моляры одной челюсти отсутствуют и они не будут замещены, тогда в классификации они игнорируются
  5. Дистальные дефекты всегда служат основой для выбора правильного класса
  6. Дополнительные дефекты зубного ряда называются подклассами и записываются отдельно
  7. Учитывается только количество дефектов, их протяженность не имеет значения
  8. Лишь одни, 4 класс по Кеннеди не имеет подклассов! Все дефекты, которые расположены дистальнее фронтального участка определяют класс дефекта зубного ряда.

Причины возникновения дефектов зубных рядов

Есть несколько причин, которые приводят к появлению проблемы (для их устранения необходимо отнести патологию к определенной группе, для чего и существует классификация по Кеннеди):

  1. Врождённые аномалии, в частности адентия (отсутствие зубов) по причине болезни матери во время беременности, из-за чего зачатки зубов могут отсутствовать, также могут быть погрешности в структуре эмали, что передается по наследству.
  2. Наличие вредных привычек. У детей — использование пустышки и искусственное вскармливание, сосание пальцев, у взрослых к потере зубов может привести привычка раскусывать орехи, например фисташки.
  3. Кариес, в том случае если его не лечить. Регулярное посещение зубного врача поможет сохранить зубной ряд в целости и сохранности.
  4. Воспалительные процессы. При образовании гнойных воспалений зуб необходимо немедленно удалять. Привести к такому может пародонтит, киста, периодонтит и другие стоматологические заболевания.
  5. Механические травмы, что особенно актуально в возрасте 6-9 лет. В этот период происходит смена молочных зубов на коренные, и сильный удар может привести к повреждению корня.
  6. Детские заболевания, такие как рахит, пневмония, острые респираторные заболевания, которые появляются в период формирования зубов. Они оказывают негативное влияние на структуру центральных резцов.
  7. Наличие новообразования в пародонте. Если оно обнаружено, то необходимо немедленное удаление зубов. Возникать новообразования могут в результате нарушения работы щитовидной железы, желудочно-кишечного тракта, а также при недостатке витаминов.

Симптомы наличия дефектов

Классификация дефектов по Кеннеди говорит о том, что проблема возникает в результате потери зуба или его развития. Признаки зависят от многих факторов:

  • точного места расположения могут быть боковые или передние зубы на нижней или верхней челюсти);
  • параметров изъяна;
  • вида дефекта (может быть включенным или концевым);
  • структуры прикуса;
  • возраста пациента;
  • состояния десен и присутствующих зубов;
  • времени с момента потери зубов до начала лечения;
  • причины появления дефекта.

Чтобы выявить дефект, необходимо прийти на прием к зубному врачу, который проведет осмотр и определит проблему. Основными жалобами со стороны пациентов, которые заставляют людей идти к врачу, являются:

  • нарушения прикуса;
  • отсутствие возможности полноценно пережевывать пищу;
  • деформация челюстной кости;
  • в некоторых случаях нарушения дикции.

Устранение дефекта зависит от группы заболевания, для чего нужно использовать определенную схему, и чаще всего используется классификация по Кеннеди. Перед протезированием или имплантацией дантист обязательно проводит профессиональную чистку зубов, во время которой устраняет кариес и ликвидирует любые воспалительные процессы.

Классификация по Кеннеди с подклассами

Классификация по Кеннеди с подклассами

Классификация зубных дефектов по Кеннеди используется только в ортопедической стоматологии, как и созданная позже классификация Бетельмана. Для определения разрушения коронковой части отдельно стоящего зуба используется классификация ИРОПЗ Миликевича, врачи стоматологи-терапевты в клинической практике применяют классификацию Блэка для правильного детализации кариозных процессов.

Способы профилактики

Взрослый человек может самостоятельно предпринимать меры, позволяющие предупредить появление дефектов, диагностировать которые поможет классификация по Кеннеди. Главным врагом в данной ситуации является кариес, поэтому необходима адекватная гигиена полости рта и регулярное посещение дантиста. Это касается и детей. Родители могут игнорировать гигиену полости рта ребенка с молочными зубами, поскольку считают, что они все равно выпадут и в уходе не нуждаются. Но это не так. Также при обнаружении и их необходимо вовремя лечить. Игнорирование любых проблем в ротовой полости может усугубить ситуацию и привести к потере зуба.

Указанное заболевание легко распознать по отсутствию одного или нескольких зубов, что вызывает дискомфорт при жевании, разговоре. Игнорирование подобных нарушений может негативно сказаться на здоровых зубах, привести к уменьшению объема костной ткани на челюсти.

Очень важно вовремя обратиться за помощью к стоматологу или ортодонту, которые смогут предоставить адекватное лечение.

Виды дефектов зубных рядов — классификации по Кеннеди, по Гаврилову, по Бетельману

В самых общих чертах рассматриваемый стоматологический недуг можно классифицировать следующим образом:

  1. Погрешности в строении передних зубов. Это зачастую касается клыков и резцов.
  2. Недостатки в структуре зубов, что размещены за клыками.
  3. Дефекты, связанные с самыми крайними коронками в зубном ряде.
  4. Недостатки, которые присутствуют в передней+задней части дуги.

Наиболее же распространенными являются следующие группы классификаций:

По Кеннеди

Основывается на таких дефектах:

  • Iгруппа
    .
    Протяженность зубного ряда с обеих сторон ограничивается 5 или 6-м зубом. Жевательных коронок нету.
  • IIгруппа.
    Длина зубной дуги уменьшена за счет отсутствия мoляров c левoй/правой стороны.
  • IIIгруппа
    .
    Замыкающие коронки в конце ряда сохраняются, но в бoковой зоне недостает нескoльких зубoв.
  • IVгруппа
    .
    Деформациям подвержен передний участок челюсти: здесь отсутствуют клыки/резцы.

Организовывать лечение при данном типе клaссификации не слишком удобно: если имеет место быть сразу несколько аномалий, болезни присваивается более низкая группа.

Это оказывает эффект на план протезирования: к идентичной группе могут относиться абсолютно разные клинические случаи.

По Гаврилову

Указанное деление дефектов является достаточно детальным: соответствующему специалисту будет легче определиться с методом лечения.

  • Iкласс
    .
    Имеются изъяны в конце зубной дуги: справа или слева.
  • IIкласс
    .
    Дистальная опора на верхней/нижней челюсти потеряна с двух сторон.
  • IIIкласс
    .
    В боковом участке зубного ряда нету нескольких жевательных зубов, но замыкающая коронка присутствует.
  • IVкласс
    .
    Дистальные опоры по обе стороны сохраняются, но имеются изъяны боковых секций зубного ряда.
  • Vкласс
    .
    Спереди дуги отсутствуют несколько зубов.
  • VIкласс
    .
    Есть дефекты комбинированного характера.
  • VIIкласс
    .
    На челюсти остается единственный зуб.

По Бетельману

Выделяют 2 класса, каждый из которых имеет 2 подкласса.

I
класс.
Характеризуется наличием т.н.
концевых дефектов
, при которых жевательные зубы, начиная с 5-го или 6-го, отсутствуют. Подобные изъяны могут быть с одной стороны дуги (
Iподкласс
), либо с двух (
IIподкласс
).

II
класс
.
Предусматривает наличие включенных изъянов, когда в произвольном месте зубной дуги нету коронок.

  • Iподкласс
    .
    Диагностируется, если имеет место быть один и более включенных дефектов, а количество недостающих зубов одного дефекта не превышает трех.
  • IIподкласс
    .
    Характеризуется наличием одного и более включенных изъянов, и хотя бы в одном дефекте недостает более трех зубов.

Классификация по Гаврилову

1 класс – отсутствие жевательных зубов справа или слева;

2 класс – утрата дистальной опоры зубного ряда с обеих сторон;

3 класс – отсутствует несколько жевательных зубов при наличии замыкающих с одной стороны;

4 класс – отсутствие нескольких моляров с сохранением дистальных опор с двух сторон;

5 класс – отсутствие нескольких резцов и/или клыков;

6 класс – комбинированные дефекты зубных рядов;

7 класс – на челюсти сохраняется один зуб.

Классификация по Гаврилову более подробна в сравнении с систематикой Кеннеди и лучше отражает клиническую ситуацию, поэтому при постановке диагноза с ее использованием планировать лечение проще.

Причины дефектов зубных рядов – какую роль играет наследственность или плохая гигиена полости рта?

Спровоцировать рассматриваемый недуг могут различные факторы:

  • Врожденные аномалии
    .
    Сюда, в первую очередь, относят , которая может развиться на фоне болезни матери во время вынашивания ребенка. Отсутствие зачатков зубов, сверхкомплектные зубы, диастема, погрешности в структуре эмали могут также передаваться по наследству.
  • Вредные привычки
    .
    Длительное использование пустышки, искусственное скармливание, сосание пальцев негативно влияют на формирование прикуса. Тем же, кто любит раскусывать орешки, фисташки следует помнить об опасности раскола коронки, повреждении корня.
  • Кариес
    .
    На запущенных стадиях данной патологии пациенты способны утратить сразу несколько зубов. Поэтому гигиена полости рта, регулярное посещение дантиста, своевременное лечение кариозных зубов играет важную роль для сохранности зубного ряда целым.
  • Септические явления, что образовались под воздействием гнойных воспалений
    .
    Зуб при подобных реакциях следует немедленно удалять, а привести к подобному результату может , периодонтит, киста и некоторые другие стоматологические недуги.
  • Травмы
    .
    Утрата зубов по причине драки, падения особо актуальна для мальчиков в возрасте 6-9 лет. В этот период у детей происходит смена зубов: сильный удар способен спровоцировать повреждение корня, что вызовет остановку его развития в будущем.
  • Некоторые детские болезни (рахит, пневмония, ОРВИ)
    , которые диагностируются на этапе формирования зубов. Подобные патологии негативно воздействуют на структуру центральных резцов.
  • Новообразования в пародонте
    , которые требуют удаления зубов. Они могут возникнуть вследствие погрешностей в работе щитовидной железы, жкт, сердца и дыхательной системы, при гиповитаминозах.

Симптомы дефектов зубных рядов – методы диагностики патологии

Проявления указанной патологии будут зависеть от нескольких составляющих:

  1. Точное место расположения дефекта: нижняя/верхняя челюсть, боковые/передние зубы.
  2. Параметры изъяна.
  3. Вид дефекта (включенный, концевой).
  4. Структура прикуса.
  5. Возраст больного.
  6. Общее состояние десен, зубов.
  7. Количество времени от момента потери зубов до начала лечения.
  8. Причина утраты/повреждения зубов.

Для выявления данного заболевания зачастую инструментального обследования не требуется. Все что нужно — прийти на прием к стоматологу, который в ходе осмотра определит наличие дефекта зубных рядов.

Основные жалобы со стороны пациента будут следующими:

  • Погрешности в прикусе.
  • Невозможность нормально пережевывать пищу.
  • Деформирование костной ткани челюсти.
  • Нарушение дикции (не всегда).

По окончанию сбора анамнеза дантист может направить на рентген. Это будет полезным, если нужно установить точные причины возникновения дефекта; для детального исследования степени поражения корней/кости.

Клинические проявления дефектов зубных рядов

Отмечается нарушение непрерывности зубного ряда, что ведет к перегрузке отдельных групп зубов, нарушению жевательной и речевой функций и к нарушениям функционирования височно-нижнечелюстного сустава. При отсутствии терапии дефектов зубных рядов формируется вторичная деформация прикуса и нарушения деятельности жевательных мышц. Кроме этого отсутствие передних зубов негативно сказывается на внешнем виде.

Со временем формируется две группы зубов: те, что сохранили свои функции и те, что их утратили. В результате того, что нагрузка распределяется неравномерно, присоединяются другие патологии зубов — происходит смещение зубного ряда и деформация окклюзионных поверхностей. Различают два типа дефектов зубных рядов – включенные и концевые. При включенных дефектах по обеим сторонам дефекта зубной ряд сохранен. При концевых – дефект ограничен только с передней стороны.

Основное проявление дефекта зубных рядов — нарушение их непрерывности, что влечет за собой следующие последствия:

  • перегрузка некоторых групп зубов;
  • нарушение речи;
  • нарушение жевательных функций;
  • неправильное функционирование височно-нижнечелюстного сустава.

В случае неполучения врачебной помощи формируется вторичная деформация прикуса, а также нарушается тонус жевательных мышц.

С течением времени выделяются две группы зубов: первая — с сохранной функцией, вторая — с утраченной. Нагрузка при жевании распределяется еще более неравномерно, что приводит к деформации окклюзионных поверхностей, смещению зубного ряда, пародонтозу и другим заболеваниям.

Отсутствие передних зубов сказывается на эстетичном виде и доставляет психологический дискомфорт при общении и улыбке.

Методы лечения дефектов зубных рядов – восстановление и выправление

Исходя из класса/группы данного заболевания, лечение также будет различаться:

  1. При отсутствии дистальной опоры идеальным решением будет установка имплантов (по каждому на один зуб). Это поможет уберечь здоровые зубы от чрезмерной нагрузки и окажет положительный эффект на способности в аспекте жевания. Если же у пациента имеются противопоказания к указанной процедуре, либо у него недостаточно средств на установку имплантов, врачи делают выбор в пользу бюльгельного протеза.
  2. Если нет боковых жевательных зубов, но замыкающие коронки имеются, может применяться несколько видов восстановления зубного ряда:
      Несъемный мост с опорой на здоровые коронки. Отрицательным моментом является усиленное давление на опорные зубы. Однако этот способ лечения — наиболее оптимальный в плане денег.
  3. Использование съемного бюльгельного протеза. Не самая комфортная конструкция для пациента, а если восстанавливается односторонний изъян, следует ожидать эффекта опрокидывания.
  4. Восстановления посредством внедрения имплантов. Здесь учитывается состояние кости челюсти. При ее атрофировании требуется предварительно провести наращивание.
  5. Обширные дефекты зубной дуги лучше всего восстанавливать при помощи нейлоновых зубных протезов. Они не вызывают аллергии, не заметны при разговоре, и снимать их нужно лишь для чистки.
  6. Отсутствие передних зубов актуально восполнять керамическими зубными протезами.
  7. Комплексные дефекты устраняются в индивидуальном порядке. Здесь будет учитываться состояние челюсти, материальные возможности пациента, наличие сопутствующих заболеваний.

Включенный дефект зубного ряда в боковом отделе

Классификация дефектов зубных рядов по Кеннеди содержит 3 класс, который именуется включенной адентией моляров в боковом отделе. По своим признакам данный вид патологии напоминает односторонний концевой дефект, но отличается наличием большего количества осложнений с одновременной потерей нескольких резцов на разных участках верхней или нижней челюсти. В этом случае обязательным квалификационным критерием является то, что у человека отсутствуют 5 и 6 зуб справа.

1 подкласс

Включенный дефект зубной дуги в боковом отделе 1 подкласса характеризуется адентией 5 и 6 зуба справа и 6 моляра с левой стороны.

Данный тип стоматологической патологии считается более простым в части подбора ортопедических методик протезирования верхней и нижней челюсти.

2 подкласс

Второй подкласс включенного дефекта зубного ряда в боковом отделе отличается полным разрушением 6, 5, 1 и 2 зубов справа, а также потерей 6 моляра с левой стороны. Данный вид стоматологической патологии приводит не только к нарушению функции жевательных зубов, но и также лишает человека возможности выполнять откусывание грубой пищи.

3 подкласс

Включенный дефект зубного ряда в боковом отделе 3 подкласса — это одновременная потеря сразу нескольких зубов из жевательной группы, а также моляров, находящихся в зоне улыбки. При наличии подобного клинического случая у пациента сразу отсутствуют 1, 2, 5 и 6 зубы справа, а также 1, 4 и 6 моляры с левой стороны. Данный дефект может быть обнаружен на нижней или на верхней челюсти.

Способы устранения включенного дефекта челюстного аппарата в боковом отделе

Ортопедическое лечение включенного дефекта зубной дуги в боковом отделе направлено на восстановление жевательной функции правой или левой челюсти в зависимости от того, с какой стороны локализуется адентия.

Установка одностороннего протеза со сложной фрезировкой и аттачменом

Данный метод протезирования предусматривает замещение участков челюстного аппарата, на котором отсутствует зубной ряд, металлокерамическим мостом, имитирующим естественный цвет моляров. Края протеза фиксируются в области прикорневой части здоровых зубов, которые расположены по краям стоматологического дефекта.

В зависимости от общего состояния опорных моляров они могут дополнительно укрепиться вкладками, предупреждающими деформацию и разрушение боковых зубов. Данный протез необходимо снимать 1 раз в сутки для проведения гигиенических процедур. Например, во время вечерней чистки зубов. После этого односторонний протез снова устанавливается внутрь ротовой полости.

Имплантация

Процедура имплантации используется в том случае, если у пациента присутствует несколько подклассовых боковых дефектов зубного ряда, когда отсутствует возможность провести протезирование челюстного аппарата с использованием моста. В подобной ситуации может потребоваться вживление одного или сразу нескольких имплантов, которые в дальнейшем будут выполнять функцию боковой опоры для установки монолитного протеза.

Процедура имплантации предусматривает проведение полноценной хирургической операции по вживлению металлической конструкции внутрь костной ткани верхней или нижней челюсти больного. После приживления титанового стержня на его верхнем крае фиксируется коронка импланта, которая полностью имитирует натуральный зуб человека.

Основной минус данной процедуры заключается в том, что всегда существует риск развития острой иммунной реакции организма с отторжением постороннего объекта в виде металлической конструкции. Средняя стоимость установки 1 импланта находится в пределах 700 долларов США. Непосредственно сама процедура имплантации растягивается на длительный период времени, занимая от 3 до 6 мес. в зависимости от сложности бокового дефекта зубного ряда.

Пациенты прошедшие протезирование с помощью имплантации должны следить за тем, чтобы не было переохлаждения костей челюсти, не допускать образование налета на поверхности коронок имплантов. Категорически запрещено участие в драках и занятия контактными видами единоборств.

Меры профилактики дефектов зубных рядов

  • Главный враг указанной патологии — кариозные зубы. Лучшим средством защиты в таком случае будет адекватная гигиена полости рта.
  • Это касается также деток, у которых прорезались первые зубки. Родители должны позаботиться о покупке специальной зубной щетки с мягкой щетиной.
  • При любых травмах, которые повлияли на состояние молочных зубов, нужно безотлагательно обращаться к детскому стоматологу.
  • Взрослым же не стоит игнорировать ежегодные визиты к дантисту — даже, если жалоб нет. Профессиональную чистку зубов можно осуществить лишь в кабинете данного специалиста.
  • Неправильный прикус, сверхкомплектные зубы также нужно лечить вовремя. Игнорирование данных дефектов со временем лишь усугубит ситуацию.

Классификация у пациента дефектов зубного ряда проводится стоматологом для выбора лечения. Учитывается число недостающих зубов, здоровье оставшихся единиц, состояние пародонта.

Мнение эксперта

Бирюков Aндрей Aнатольевич

врач имплантолог ортопед-хирург Закончил Крымский мед. институт в 1991 г. Специализация терапевтическая, хирургическая и ортопедическая стоматология включая имплантологию и протезирование на имплантах.

Считаю, что на визитах к стоматологу всё же можно существенно сэкономить. Конечно я говорю об уходе за зубами. Ведь если тщательно ухаживать за ними, то до лечения действительно может и не доходить дело — не потребуется. Микротрещинки и небольшой кариес на зубах можно убрать обычной пастой. Как? Так называемой пломбирующей пастой. Для себя выделяю Denta Seal . Попробуйте и вы.

Существуют закономерности, позволяющие подобрать протез с учетом протяженности, местоположения нарушения. Классификация облегчает общение специалистов-стоматологов между собой, упрощает документирование.

Когда нужно классифицирование?

Любой из способов классификации облегчает ортодонту изучение частичной утраты зубов, упрощает ведение документации, позволяет врачам обозначать проблему во время работы. Однако распространенная классификация не способна дать указаний по выбору конструкции, не может отразить конкретную картину нарушений, вида прикуса, здоровья тканей.

Благодаря систематизации ускоряется, уточняется определение дефекта, проясняется выбор направления лечения. Если не учитывать характер патологии, можно навредить функциональности зубов неправильным протезированием.

Тогда нагрузки распределяются неравномерно, ткани и зубы перегружаются, провоцируя появление осложнений. Чтобы исключить развитие событий ортодонты систематизировали патологии, разделив их по классам, подклассам.

Параметры, позволяющие причислить дефект к определенной группе:

  • недостатки структуры единиц челюсти, идущих после клыков;
  • аномалии строения резцов, клыков;
  • патологии задней либо передней части дуги;
  • проблемы с крайними зубами ряда.

Самые распространенные виды систематизации – по Бетельману, Кеннеди, Гаврилову. Названы по фамилии изобретателей. Не сильно популярные способы – по Жулеву, Эйхнеру, Оксману.

Необходимость классифицирования

Любой из способов классификации облегчает ортодонту изучение частичной утраты зубов, упрощает ведение документации, позволяет врачам обозначать проблему во время работы. Однако распространенная классификация не способна дать указаний по выбору конструкции, не может отразить конкретную картину нарушений, вида прикуса, здоровья тканей.
Благодаря систематизации ускоряется, уточняется определение дефекта, проясняется выбор направления лечения. Если не учитывать характер патологии, можно навредить функциональности зубов неправильным протезированием.

Тогда нагрузки распределяются неравномерно, ткани и зубы перегружаются, провоцируя появление осложнений. Чтобы исключить развитие событий ортодонты систематизировали патологии, разделив их по классам, подклассам.

Параметры, позволяющие причислить дефект к определенной группе:

  • недостатки структуры единиц челюсти, идущих после клыков,
  • аномалии строения резцов, клыков,
  • патологии задней либо передней части дуги,
  • проблемы с крайними зубами ряда.

В XIX веке зубные врачи хотели выработать определённые подходы к изучению главных видов недостатков зубных рядов и поиску правильных и действенных видов лечения.

Классификация подбирает правильный вид терапии, а также быстро и точно определяет вид дефекта. Такая задача является важной и сложной по причине того, что при игнорировании характера отклонения можно нарушить правильную работу зубного ряда после протезирования.

Зачастую складывается такая ситуация, что неправильное ортодонтическое лечение приводит к нагрузке на зубной ряд и её неравномерному распределению. Таким образом, происходит перегруз мягких опорных тканей и возникают новые проблемы.

Для того, чтобы добиться максимального эффекта от терапии, стоматологи создали и классифицировали ортодонтические отклонения согласно классам и подклассам.

На сегодняшний день в стоматологии применимы следующие классификации дефектов зубных рядов:

  • Гаврилов;
  • Кеннеди;
  • Бетельман.

Еще с 19 века многие стоматологи озадачились вопросом создания определенной классификации всех основных типов дефектов зубных рядов с тем, чтобы выработать универсальные подходы к их изучению и подбору корректных и эффективных методов терапии.

Классификация позволяет быстрее и более точно определить тип имеющегося дефекта, подобрать оптимальный путь его лечения, к примеру, наиболее подходящий в конкретном случае вариант протеза.

Это очень сложная и важная задача, так как, если не учитывать характер отклонения, то можно, например, нарушить нормальное функционирование зубных рядов уже после протезирования.

Нередко бывает так, что после некачественного нагрузка на зубы распределятся неравномерно и они, а также находящиеся рядом опорные мягкие ткани, постоянно перегружаются, что может вызвать другие проблемы.

Чтобы избежать осложнений и добиться максимальной эффективности лечения видные дантисты разработали и систематизировали все ортодонтические патологии по классам и подклассам.

Наиболее часто в современной стоматологии используются классификации дефектов зубных рядов по Кеннеди, Бетельману и Гаврилову. Также пользуются популярностью систематизации по Эйхнеру, Жулеву, Оксману и некоторым другим медикам.

Выбор дентального протеза дело непростое — от разбегаются глаза…

Классификация Кеннеди

Американский стоматолог Эдуард Кеннеди был революционером проведения операций, призванных устранить нарушения прикуса. Накопленный опыт позволил ему в 1921 г. разработать классификацию встречающихся аномалий, выделив 4 класса и 3 подкласса:

  • 1 класс. Отсутствие жевательных зубов по обеим сторонам дуги. Подклассы различают 3 варианта развития ситуации. Первый – кроме отсутствия моляров, не хватает еще 1 зуба. Второй – отсутствуют моляры и зубы в 2 местах. Третий – кроме моляров, нет зубов в 3 разных местах. Основной способ лечения аномалий этой группы – приспособления с лабильным креплением;
  • 2 класс. Односторонний дефект, потеря дистальной опоры. Предусмотрены 3 подкласса, аналогичные предыдущему. Коррекция таких дефектов осуществляется протезами с палатинальной фиксацией (на стороне здоровых зубов) и приспособлением с лабильным креплением (на участке с дефектом);
  • 3 класс. Односторонняя проблема, присутствие дистальной опоры. Подклассы те же, что указаны выше. Оптимальным протезом становится мостовидная съемная конструкция, которая крепится кламмерами;
  • 4 класс. Относятся клинические ситуации, когда у пациента нет передних зубов. Устраняется проблема установкой протеза с опорными кламмерами.

Подклассы

Все описанные выше классы, кроме последнего, имеют также подклассы, которые одинаковы для трех групп:

  • зубная единица, помимо основной, отсутствует еще в одном месте;
  • нет зубов еще в 2 местах, за исключением боковых сторон;
  • отсутствие единиц дополнительно в трех местах, кроме главных жевательных единиц, расположенных по бокам.

6 эффективных методов исправления глубокого прикуса

Если зубная дуга имеет несколько дефектов, которые относятся к различным классам, то ее относят к меньшей по порядку группе. К примеру, когда в зубном ряду диагностируются нарушения второго и третьего классов, то дефекту дуги приписывают второй класс.

В стоматологической практике существует также множество других классификаций, которые менее распространены и не пользуются такой популярностью, как метод Кеннеди. Это объясняется тем, что предложенная им система хорошо выполняет свою главную задачу, которая заключается в выборе более оптимальной ортодонтической конструкции для лечения наиболее распространенных дефектов зубочелюстного аппарата.

Применение подобных методик позволяет стоматологам значительно упростить себе работу и жизнь пациента. Кроме того, благодаря такому способу, появляется возможность выбора наиболее подходящего и эффективного варианта крепления используемого протеза, что позволяет максимально точно учесть анатомические особенности каждого пациента индивидуально.

Система Гаврилова

Е.И. Гаврилов – доктор медицинских наук, видный научный деятель Советского Союза. Задачей он ставил не только возвращение эстетики зубному ряду, но и функциональности, распределения нагрузки по всем участкам челюсти. Систематизация, разработанная Гавриловым, определяет детальное описание проблемы, что помогает врачу определить схему лечения. Ученый систематизировал проблемы по 7 группам.

Испытываете ли волнение перед визитом к стоматологу?

Да Нет

I класс. Сюда относят дефекты с правой, левой стороны конца зубной дуги.

Варианты лечения:

  • бюгельный протез с литыми кламмерами аккуратно воздействует на зубы, выполняющие функцию опоры;
  • съемный частичный пластинчатый протез. Есть недостатки – слабая фиксация, вероятность опрокидывания во время еды из-за односторонней нагрузки;
  • протезирование с имплантами – несъемный протез, восстанавливающий функциональность челюстей без нагрузок. Если нет противопоказаний, то этот вариант считается лучшим.

II класс. К этой группе относятся дефекты, когда дистальная опора одной из челюстей утрачена. Варианты протезирования подбираются аналогично состояниям. Двустороннее наличие проблем у концов челюстей обеспечивает фиксацию съемного протеза, нагрузка равномерно распределяется по ряду. Во время выбора конструкций останавливаются на бюгельном протезе, когда речь идет о проблемах верхней челюсти. Благодаря металлической дуге удается снизить габариты пластинки, а небо остается открытым.

При состояниях, относящихся к этой группе, можно выбрать несъемное протезирование. Такая методика восстановления функциональности челюсти допустима при установке имплантов. Для ситуаций, когда зубы давно утрачены, лечения не было, признаком становится дефицит костной ткани. Технологии позволяют провести операцию по ее наращиванию. Если нет противопоказаний, а гигиенические навыки удовлетворительные, то протезирование с помощью имплантов будет эффективным решением задачи, чем съемные конструкции.

III класс. К этой группе относятся дефекты, сопровождающееся отсутствием моляров, при условии, что крайний моляр сохранился.

Восстановить зубной ряд можно съемными, несъемными протезами таких видов:

  • бюгельный протез съемного типа. Хороший вариант, но не комфортный. Недостатки обусловлены тем, что конструкция снимается, а при одностороннем эффекте опрокидывается;
  • мостовидная конструкция, одна из опор которой фиксируется на жевательном зубе. Это недорогой вариант протезирования. К достоинствам метода относят надежность фиксации, к недостаткам – нагрузку опор. Противопоказаниями к выбору моста становятся болезни пародонта, подвижность зубных единиц;
  • лидирующие позиции занимает имплантация. Этот способ обеспечивает максимум комфорта, физиологичность, идентичную натуральной. Исключена нагрузка опорных зубов, здоровые ткани нет нужды стачивать, зато жевательная, эстетическая функция полностью восстанавливаются.

IV класс. К такой группе относят состояния, когда боковые секции имеют изъяны, но дистальные опоры сохранены. Варианты устранения проблемы аналогичны указанным выше, но бюгельные протезы уже не имеют недостатков, поскольку здесь нагрузка равномерно распределяется по всем зубам.

V класс. Включает состояния, при которых на передней части души отсутствует сразу несколько единиц. Восстановить зубной ряд помогут мостовидные, съемные протезы. Чтобы обеспечить им надежную фиксацию, задействуют кламмеры. Такие крепления заметны на зубах, поэтому эстетичность будет не на высоте. Учитывая, что речь идет о зубах, участвующих в улыбке, отдавать предпочтение такому способу лечения не следует. Мосты при наличии прочных опор обеспечивают отличную функциональность, но смотрятся некрасиво, особенно, если присутствует зазор между десной и шейкой искусственной коронки.

В отличие от предыдущих способов лечения, импланты практически не имеют недостатков (за исключением цены). Они способны вернуть утраченную эстетику, жевательную функцию. Предпочтительной становится одномоментная имплантация, при которой зуб удаляется, на его место сразу устанавливается искусственный корень. Это позволяет сохранить форму десны, количество костной ткани челюсти, создаются оптимальные условия заживления раны. Полученный результат по эстетическим показателям не имеет равных.

VI класс. Сюда относят комбинированные дефекты. Планирование выполняется с учетом выявленных проблем.

VII класс. Последняя группа, куда относятся все патологии, при которых во рту остался всего один зуб.

Систематизация по Гаврилову применяется ортодонтами, позволяет выбрать оптимальную конструкцию для протезирования в широком разнообразии состояний. Потом одиночно расположенные зубы использовались в качестве опоры съемных протезов. Распространена такая практика была в отношении проблем нижней челюсти.

Благодаря имплантации больше нет необходимости сохранять зуб, если для этого мало оснований. Импланты способны стать опорой под разные ортодонтические конструкции при наличии одиночных зубов, при полной адентии.

Концевой дефект с одной стороны

Классификация дефектов зубных рядов по Кеннеди включает в себя одностороннюю концевую адентию челюстного аппарата. В подобном клиническом случае у пациента, нуждающегося в стоматологической помощи, отсутствуют 7 и 6 зубы с правой стороны верхней или нижней челюсти. Это классический вариант данной патологии, которая также дополнительно классифицируется на подклассы. Последний вариант стоматологических дефектов усложняется адентией других участков жевательного аппарата.

1 подкласс

Первый подкласс одностороннего концевого дефекта характеризуется стандартным отсутствием 7 и 6 зубов с правой стороны верхней или нижней челюсти, а также потерей 5 и 6 моляра с левой стороны. В данном случае наблюдается полная и частичная адентия зубного ряда. В условиях сохранения целостности коронки 7 зуба слева существенно упрощается задача протезирования левостороннего дефекта зубной дуги.

2 подкласс

Односторонний концевой дефект 2 подкласса выражается полным отсутствием 7 и 6 зубов с правой стороны верхней или нижней челюсти, а также адентией 6, 5, 2 и 1 моляров с левой стороны.


Классификация дефектов зубных рядов по Кеннеди.

Сложностью этого стоматологического дефекта является то, что для его устранения может потребоваться установка сразу 2 протезов с левой стороны верхней или нижней челюсти, а также фиксация 1 правостороннего моста.

3 подкласс

Третий подкласс односторонней концевой патологии зубной дуги характеризуется потерей 7, 6 и 4 зуба с правой стороны верхней или нижней челюсти, а также разрушением 1, 2, 5 и 6 моляров с левой стороны. Сложность данной стоматологической адентии заключается в необходимости проведения фиксации ортопедических протезов путем обточки коронок здоровых зубов с дальнейшим их использованием в качестве опоры для установленных мостов.

Способы устранения концевых дефектов с одной стороны

В таблице ниже представлены основные способы устранения односторонних концевых дефектов с применением ортопедических методик.

Способы устранения односторонних концевых дефектовОписание ортопедического метода
Частично съемный протезДанный метод устранения одностороннего концевого дефекта предусматривает установку частично съемного протеза, выполненного из ацеталик подобного пластика. Фиксация моста осуществляется с помощью пластмассовых кламмеров. Преимуществом в использовании этого протеза является то, что внутри ротовой полости человека отсутствуют металлические элементы, способные вызывать чувство дискомфорта.
Съемный протез из металлаДанный метод избавления от односторонней адентии зубной дуги является классическим вариантом протезирования боковых зубов. Ортопедическая конструкция изготавливается из огнеупорного титана, а ее крепление выполняется с помощью литых кламмеров. Готовый протез отличается наличием жесткой конструкции и долговечностью службы.

Устранение одностороннего концевого дефекта зубной дуги требует от врача-стоматолога наличия высокого уровня квалификации, отличных знаний в области параллелометрии, аккуратности, а также внимательности во время проведения зуботехнических работ.

Классификация Бетельмана

Бетельман разработал вид систематизации, позволяющей подобрать зубной протез при стоматологических проблемах. Его классификация подразумевает разделение отклонений на 2 класса, в каждом – 2 подкласса.

I класс. Относят состояния, когда выявляются концевые дефекты (нет моляров, начиная с 5 либо 6 единицы и до конца челюсти). Если проблемы локализуются на одной стороне дуги, их относят к I подклассу, если с обеих сторон – ко II подклассу.

II класс. К этой группе стоматологических проблем относят отсутствие коронок в любом месте зубной дуги. Различают 2 подкласса:

  • Состояния, при которых выявляется 1 и больше включенных дефектов, при этом один проблемный участок включает до 3 недостающих единиц.
  • Наличие 1 и больше включенных изъянов, при этом дефект включает более 3 недостающих единиц.

Включенный дефект в переднем отделе

Включенный дефект в переднем отделе зубного ряда верхней или нижней челюсти — это разновидность адентии, которая классифицируется по методике ортопеда Э. Кеннеди следующим образом:

  • сохранена целостность лишь 3, 4, 5, 6, 7 зубов жевательной группы с правой стороны;
  • присутствуют только моляры 3, 4, 5, 6, 7 с левой стороны;
  • полностью отсутствуют 1, 2 зубы с правой и левой стороны.

Отличительной особенностью включенной адентии в переднем отделе зубной дуги является то, что участки челюстного аппарата с признаками отсутствия моляров находятся в зоне улыбки. Человек с подобной стоматологической патологией лишается возможности полноценно откусывать грубую пищу, со временем происходит нарушение прикуса, воспроизведение гласных и согласных звуков.

Способы устранения включенного дефекта в переднем отделе

Выбор способа устранения включенной адентии в переднем отделе зубной дуги верхней, а также нижней челюсти зависит от общего количества недостающих резцов. В подобной ситуации изготавливается мостовидный протез, края которого надеваются сверху на боковые моляры. В данном случае опорные зубы обтачиваются врачом-стоматологом и способствуют надежной фиксации протеза, имитирующего передние резцы.

Пациенты с осложненными смешанными дефектами нуждаются в изготовлении объемного моста, конструкция которого крепится к задним боковым зубам, а на его металлической основе располагаются недостающие резцы. Дополнительные крепления создаются на других молярах ротовой полости, структура которых не нарушена стоматологическими заболеваниями. В зависимости от сложности металлической конструкции ее основная часть может соприкасаться с поверхностью слизистой оболочки твердого неба.

Классификация Жулева

Е.Н. Жулев – профессор, представитель медицинской академии Н. Новгорода. Систематизацию зубочелюстных проблем Жулев представит в 1989 г. Суть сводится к распределению патологий на 5 групп (классов):

  • Ямки, впадинки, полости в фиссурах.
  • Ямки на резцах, полости в фиссурах.
  • Полости на поверхности резцов и боковых зубов.
  • Полости в придесневой, пришеечной области.
  • Комбинированные аномалии, включающие признаки, указанные выше.

Помимо перечисленных, есть известные систематизации дефектов зубных рядов, но они используются реже.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]